Габариты "Москвича-410": длина - 4055 мм, ширина - 1540 мм, высота -
1683 мм; база - 2377 мм; колея-1220 мм. Масса "Москвича-410" в снаряженном
состоянии-1180 кг. Машина развивала скорость до 90 км/ч, могла преодолевать подъемы
крутизной 30°. Силовой диапазон трансмиссии, достаточно широкий (8,25), обеспечивал
машине неплохие тяговые качества. Они значительно улучшились, когда в 1958 г.
автомобиль получил более мощный (45 л. с.) двигатель модели "407", а
несколько позже четырехступенчатую коробку передач и редуктор главной передачи
с несколько уменьшенным передаточным числом. В результате силовой диапазон расширился
до 8,9, возросла до 100 км/ч наибольшая скорость. Снаряженная масса снизилась
до 1150 кг.
Эта модернизированная модель "Москвич-41 ОН" выпускалась вплоть до 1961
г. Кроме нее, имевшей четырехдверный кузов седан, с конвейера МЗМА сходили и "Москвичи-411"
с пятидверным кузовом универсал. По-видимому, потребительские достоинства "Москвича-411"
в свое время не получили объективной оценки, хотя по всем показателям это был
очень удачный и практичный легковой автомобиль для села.
Производство полноприводных "Москвичей" свернули в 1961 г., и за неполных
пять лет удалось изготовить 11 890 этих машин. Располагая весьма ограниченными
производственными площадями, МЗМА пожертвовал моделями "410Н" и "411"
ради расширения выпуска базовой модели "407", которая хорошо шла на
экспортные рынки.
Несмотря на эти обстоятельства, на МЗМА продолжались работы в области полноприводных
легковых автомобилей. По инициативе заместителя главного конструктора завода И.
А. Гладилина, с 1957 г. были построены на базе узлов моделей "407" и
"410Н" и испытаны различные опытные образцы джипов.
В отличие от модели "410" новый автомобиль имел очень жесткую лонжеронную
раму с открытым двухдверным кузовом. Передний и задний ведущие мосты с рессорной
зависимой подвеской Гладилин взял от модели "410". Но раздаточную коробку
он сблокировал с коробкой передач и в дальнейшем переконструировал задний мост
по схеме с полуосями разгруженного типа и коническими роликовыми подшипниками
колес.
В начале 1960 г. построены два образца машин "Москвич-415" с открытым
кузовом и два - "Москвич-416" с закрытым, трех-дверным. Закрытый кузов,
по существу, являлся универсальным. Вдоль бортов в нем размещались две жесткие
откидные двухместные лавки. Двухстворчатая дверь в задней стенке позволяла разместить
в салоне довольно громоздкую поклажу. На раме сзади крепилось буксирное устройство.
После испытания этих образцов их чертежи прошли подготовку к производству. Расчеты
на то, что МЗМА получит освобождающиеся корпуса соседнего предприятия, оказались
напрасными. Других производственных площадей завод не имел, и когда ему с солидным
опозданием досталась желанная площадь, время уже было упущено.
Пожалуй, наиболее привлекательным для нужд сельского хозяйства являлся "Москвич-416".
Его кузов с эффективной пыле- и теплоизоляцией, отопителем, обогревателем лобового
стекла был очень удобным и практичным. Остается лишь жалеть, что эта удачная полноприводная
машина, в известной степени предтеча "Нивы", появившейся 17 лет спустя,
так и не увидела конвейера.
На "Москвиче-416" стоял двигатель "Москвич-407" (1358 см1,
45 л. с.), четырехступенчатая коробка передач и двухступенчатая раздаточная коробка.
Кузов вмещал шесть человек. Габариты автомобиля: длина - 3490 мм, ширина - 1670
мм, высота - 1835 мм; база - 2030 мм; колея-1220 мм. Масса "Москви-ча-416"
в снаряженном состоянии-1158 кг. Наибольшая скорость - 105 км/ч. Бросается в глаза
близость габаритов и массы "Моск-вича-416" и "Нивы".
Немаловажным достоинством для сельского автомобилиста было то, что эта машина
работала на бензине с октановым числом 76 и являлась довольно экономичной: 10,3-
11,3 л/100 км при езде по булыжнику.
Ульяновский автомобильный завод, развернув в 1955-1956 гг. производство моделей
ГАЗ-69 и ГАЗ-69А, сразу же дальновидно приступил к проектированию новой машины,
а точнее, нескольких новых машин, В 1961 г. под руководством главного конструктора
П. И. Музюкина были построены образцы УАЗ-460, которые стали прототипами модели
УАЗ-469.
Усовершенствованный вариант УАЗ-460Б 1963 г. оснащался верхнеклапанным двигателем
типа ГАЗ-21, который при рабочем объеме 2445 см3 развивал мощность 75 л. с. Для
увеличения дорожного просвета у этой полноприводной модели нашли применение колесные
редукторы, хотя, в отличие от ЗАЗ-969, подвеска всех колес оставалась зависимой
рессорной. Габариты УАЗ-4605: Длина - 3960 мм; ширина-1770 мм, высота - 1870 мм,
база - 2300 мм. При снаряженной массе 1480 кг автомобиль развивал скорость 100
км/ч.
Летом 1962 г. были готовы опытные образцы УАЗ-469 с легковым кузовом и УАЗ-468
с кузовом типа фургон. Госиспытания УАЗ-469 закончились в октябре 1964 г., однако
серийный выпуск машины начался только в 1972 г. Конструкцию советского УАЗ-469
взяли за образец специалисты Пекинского автомобильного завода. Их серийная модель
"Пекин-БД212" лишь в деталях отличается от советского прототипа.
Наряду с машинами УАЗ-460Б и УАЗ-469 под руководством Музюкина в 60-е гг. созданы
полноприводные машины УАЗ-470 и УАЗ-471 того же класса, что УАЗ-469, но с несущими
кузовами. Серийно они не выпускались.
Унифицированный с ГАЗ-69 автомобиль УАЗ-450 начал сходить с конвейера в октябре
1958 г. как грузовик модели "450Д", с бортовой платформой, грузовой
цельнометаллический фургон "450" и медицинский автомобиль "450А".
Позже, в конце 1967 г., к ним добавился микроавтобус.
Все модели семейства оснащались нижнеклапанным двигателем УАЗ-450 (2432 см3, 62
л. с.), представляющим собой расточенный мотор ГАЗ-69, а также трехступенчатой
основной коробкой передач и двухступенчатой раздаточной. В приводе всех колес
отсутствовали, как и у ГАЗ-69, межосевой дифференциал и блокировка межколесного
дифференциала заднего моста.
Опытные образцы УАЗ-450Д, испытывавшиеся в 1956-1957 гг., имели ветровое стекло
с центральной перемычкой, двери с расположенными сзади петлями и 16-дюймовые шины.
Серийные образцы получили цельное лобовое стекло, переднюю навеску дверных петель,
шины размером 8,40-15".
Легкий грузовик УАЗ-450 мог перевозить 800 кг груза. Его снаряженная масса составляла
1700 кг. Габариты автомобиля: длина - 4405 мм, ширина - 2040 мм, высота - 2070
мм; база - 2300 мм, колея-1442 мм. Наибольшая скорость - 90 км/ч.
С 1966 г. на смену полноприводному семейству УАЗ-450 пришел УАЗ-452. У него -
верхнеклапанный двигатель УАЗ-451 (4 цилиндра, 2445 см3, 70 л. с. при 4000 об/мин),
четырехступенчатая коробка передач, новая раздаточная коробка, более эффективный
отопитель. Снаряженная масса грузового автомобиля УАЗ-452Д с бортовой платформой
- 1670 кг. Грузоподъемность и основные размеры практически остались прежними.
Наибольшая скорость возросла до 95 км/ч. Помимо грузовика с бортовой платформой
УАЗ-452Д в новое семейство вошли фургон УАЗ-452, медицинский автомобиль УАЗ-452А,
десятиместный микроавтобус УАЗ-452В.
В свою очередь Горьковский автомобильный завод вслед за ГАЗ-69
приступил к работе над полноприводной легковой моделью ГАЗ-62. Машина
под таким индексом уже существовала в довоенный период, но поскольку
она осталась опытным образцом, индекс "62" сочли возможным
присвоить другой опытной конструкции, которая по основным показателям
стояла близко к американскому джипу "Додж-ВК51".
|