Кузовостроение
Если производство автомобилей в России налаживалось с трудом, то многие русские
экипажные фабрики могли похвастаться великолепными автомобильными кузовами.
В те годы автомобилист нередко покупал только шасси машины, на которое он заказывал
разные "кароссери" (так называли тогда кузова): закрытый зимний (лимузин,
берлин, ландоле, купе), открытый летний (фаэтон, Торпедо, виктория) или спортивный.
Скачок производства заказных легковых кузовов относится к 1907 г. Если с 1901
по 1906 г. включительно в Россию было ввезено 94 шасси для установки кузовов,
то в 1907 г. их импортировано 147, а в 1911 г.- 387. Среди знаменитых по всей
России кузовных фирм надо отметить прежде всего петербургские "Иван Брейтигам",
"Фрезе и К°", "Победа", "П. Д. Яковлев", "Крюммель",
московские "П. Ильин", "Братья Крыловы", "Субботин",
"А. Евсеев", одесскую "Эмпеде".
Старейшим среди них предприятием была петербургская фабрика П. Д. Яковлева, заложенная
в 1790 г. К 1910 г. в ее цехах было занято 180 человек. Одной из первых она начала
изготовлять кузова для автомобилей и в 1907 г. на I Международной автомобильной
выставке в С.-Петербурге за свои изделия была удостоена высшей награды - большой
золотой медали. Фабрика бралась и за сборку автомобилей, но впоследствии ограничилась
ремонтом и продажей (легковые машины "Остин" и грузовики "Арбенц").
Наиболее известные ее работы выполнены на шасси "Бразье" и "Рено".
Об экипажной фабрике "Фрезе и К°" речь уже шла выше. Остается лишь добавить,
что ее основными изделиями являлись автомобильные кузова категории люкс. Именно
за них предприятие было отмечено большой золотой медалью на петербургской выставке
1907 г.
Не менее известными не только в Петербурге, но и в западной части России были
автомобильные кузова фирмы "Иван Брейтигам". Она основана в 1864 г.,
а с 1904 г. взялась за постройку по индивидуальным заказам автомобильных кузовов,
причем только на шасси немецких автомобилей "Мерседес" или русских "Лесснер".
Они, по признанию современников, выделялись изысканностью форм и отделки, красотой
оформления, а также прочностью.
Многолетние традиции высококачественной работы дали возможность И. Брейтигаму
в 1882 г. поставить несколько экипажей русскому императорскому двору, что в то
время являлось весьма престижным делом. К 1913 г. эта фирма стала крупнейшей в
С.-Петербурге как по количеству занятых на ней рабочих (400 человек), так и по
количеству изготовляемых кузовов.
|