Так, выпуск хлебных фургонов на шасси АМО-3 и ЗИС-5 в Москве долгие годы вел
завод "Аремкуз". Он располагал большим опытом в кузовостроении, так
как с 1928 г. делал новые автобусные кузова на шасси Лейланд", Я-6, АМО-4
и ЗИС-8. Более того, он освоил в начале 30-х гг. автобусные кузова люкс на шасси
ЗИС-8, кузова седан на шасси ГАЗ-А и до конца 1935 г. выпустил в общей сложности
750 разных кузовов.
В производстве хлебовозов с "Аремкузом" соперничал кузовной завод комбината
реконструкции транспорта (КРТ) в Москве, который в 1935 г. резко увеличил изготовление
внешне привлекательных фургонов типа люкс на шасси ЗИС-8 и ГАЗ-АА для перевозки
хлеба, а также муки, тканей, посуды, готового платья. К середине 1935 г. КРТ изготовил
295 хлебных фургонов, в том числе 68 обтекаемых типа люкс, а до конца 1935 г.
должен был достичь рубежа 600 кузовов.
Поскольку автомобильная промышленность не могла обеспечить мясокомбинаты необходимым
специализированным транспортом для развозки готовых мясопродуктов по торговым
точкам, мастерские автобаз при этих комбинатах сами брались за постройку нужных
им кузовов. Так, мастерские автобазы мясокомбината имени Микояна (МАБ МКИМ) в
Москве освоили в 1935 г. изготовление малыми партиями очень красивых развозных
фургонов на шасси ЗИС-8 и ГАЗ-АА для мясопродуктов. У первой модели грузоподъемностью
1800 кг- изотермический кузов, где в четырех отсеках находилось 64 ящика для готовых
изделий, у второй - три отсека на 45 ящиков.
В свою очередь, ленинградский мясокомбинат в 1934 г. стал делать изотермические
фургоны для мяса с изоляцией стенок из пробки.
Даже изготовление изотермических фургонов в начале 30-х гг. представляло известную
проблему, так как отсутствовали практические знания по изоляционным свойствам
различных материалов, и нередко большинство предприятий останавливало свой выбор
на войлоке. Легкий изоляционный материал на алюминиевой основе - термофоль - был
еще редкостью.
Пионерами в создании авторефрижераторов стали сразу три организации: Всесоюзный
научный институт холодильной индустрии (ВНИХИ), "Гипрохолод" и "Главмолоко".
В 1932-1933 гг. они построили опытные образцы фургонов на шасси "Форд-АА"
(ВНИХИ) и АМО-4 (остальные две организации). Источником поддержания холода служили
сухой лед или льдосоляная смесь. Самым удачным стал авторефрижератор "Гипрохо-лода",
и, что любопытно, он оказался первым советским автомобилем, который подвергся
продувке в аэродинамической полномасштабной трубе ЦАГИ.
Затем в 1934 г. ВНИХИ разработал на шасси ГАЗ-АА и ЗИС-5 два очень удачных авторефрижератора,
производство которых с 1935 г. развернул одесский завод "Фригатор".
Рефрижераторы на шасси ЗИС-5 освоил в 1937 г. и автокузовной завод Наркомвнуторга
(АКЗ-НКВТ), которому был установлен ежегодный план в 400 машин. Их угловатые
кузова едва ли могли по изяществу линий спорить с хлебовозами "Аремкуза"
или фургонами "Фригатора". В фургоне АКЗ-НКВТ с теплоизоляцией из
термофоля и обшивкой из стального листа толщиной 0,8 мм - две камеры, охлаждаемые
двумя емкостями со льдосоля-ной смесью.
Изотермические молочные цистерны наша промышленность освоила в 1934 г. Для того
времени их конструкция являлась весьма прогрессивной - алюминиевый корпус (при
большом дефиците этого металла в те годы) с надежной теплоизоляцией. Делать их
начал на шасси ЗИС-5 ленинградский молочный комбинат.
Специализированные автомобили для перевозки больных - автомобильные кареты "скорой
помощи" начали выпускаться в конце 20-х гг. на грузовых шасси АМО-Ф-15.
По проекту И. Ф. Германа такие кузова с 1932 г. стала малыми партиями делать автобаза
"Скорой помощи" в Москве. При этом вносились изменения в конструкцию
автомобилей ГАЗ-АА, на шасси которых их монтировали. Передние и задние рессоры
заменялись на более мягкие, обе оси оснащались гидравлическими амортизаторами.
Поскольку нагрузка (семь человек, включая водителя, больного и медперсонал) была
невелика, то задний мост комплектовался не сдвоенными, а одинарными колесами,
и автомобили выделялись узкой задней колеей. Эти автомобили не имели вообще никакого
заводского или производственного обозначения, поэтому для упрощения ссылок условно
присвоим им индекс СП-32, то есть "скорая помощь" образца 1932 г.
С 1937 г. в филиале Горьковского автомобильного завода (с 1939 г. он назывался
Горь-ковским автобусным заводом) начался выпуск медицинского автомобиля ГАЗ-55,
конструкция которого представляла собой дальнейшее развитие модели СП-32.
Выполненный на шасси ГАЗ-ММ, этот автомобиль с технической точки зрения представляет
интерес наличием в салоне калорифера (отопителя) и системы вентиляции. ГАЗ-55
в годы войны широко использовался для транспортировки раненых: в его салоне можно
было перевозить либо четырех человек на носилках (включая подвесные) и двоих на
откидных сиденьях, либо соответственно двух и пятерых человек.
Масса ГАЗ-55 в снаряженном состоянии равнялась 2370 кг, а база и колея оставались
теми же, что и у ГАЗ-ММ. Габарит, однако, отличался: длина - 5425 мм, ширина -
2040 мм, высота - 2340 мм. С 1938 г. по 1945 г. сделано 9130 машин ГАЗ-55.
|