Тем не менее попытки создания легких броневиков продолжались, так как армия
по-прежнему нуждалась в компактной разведывательно-связной машине. Были построены
и трехосные опытные образцы: на шасси ГАЗ-ТК в 1935 г., ГАЗ-21 и ГАЗ-22 в 1939
г., а затем в 1940 г. полноприводный ЛБ-НАТИ и в том же году ЛБ-62, тоже полноприводный,
но на базе опытного образца грузовика ГАЗ-62.
Оснащенный двигателем ГАЗ-11 мощностью 85 л. с., бронекузовом из листов толщиной
10-13 мм, тремя пулеметами (один - крупнокалиберный, 12,7 мм), ЛБ-62 оказался
удачной машиной. Его боевая масса составляла 5150 кг, и он уже не относился к
легким бронеавтомобилям. Скорость достигала 70 км/ч. Эту машину изготовили в 1940
г. в количестве 60 экземпляров, и она стала первым серийным советским полноприводным
автомобилем (выпуск ГАЗ-61 тогда еще не был начат).
Что касается тяжелых машин с пушечным вооружением, то они существовали в широком
разнообразии моделей, но, увы, только на базе узлов и агрегатов ГАЗ-ААА с двигателем
мощностью всего 50 л. с. и приводом на два задних моста. На Ижорском заводе
пушечные бронеавтомобили разрабатывались под руководством А. Д. Кузмина.
Первой серийной моделью, вооруженной пушкой калибра 45 мм стал в 1934 г. БА-3.
Он сохранял бортовые вращающиеся запасные колеса, съемные гусеничные цепи "Ове-ролл",
имел боевую массу 6000 кг, экипаж из четырех человек, 8-мм броню. Бронеавтомобиль
мог развивать скорость 45 км/ч. Он был вооружен пушкой в башне от танка Т-26
и двумя пулеметами. В дальнейшем огневая мощь бронеавтомобиля возросла, а сиетема
наводки оружия стала более современной. Но масса машины была чрезмерной. Поэтому
уже на следующий год появился БА-6, у которого даже при увеличенной до 9 мм
толщине брони масса была уменьшена на 880 кг. Это достигнуто благодаря тщательно
продуманной форме корпуса. В 1936 г. следующий этап - БА-6М с башней от танка
БТ-7, оснащенной радиостанцией, корпусом с 10-мм броней, 50-сильным двигателем
ГАЗ-М. Но масса не возросла: напротив, благодаря проработке деталей сократилась
уже до 4800 кг, а наибольшая скорость увеличилась до 52 км/ч. Параллельно выпускался
бронеавтомобиль БА-9, почти идентичный БА-6М, но вооруженный не пушкой и двумя
пулеметами калибра 7,62 мм, а одним крупнокалиберным пулеметом (12,7 мм) и одним
обычного калибра.
Шаг за шагом отрабатывая конструкцию, ижорцы пришли в 1938 г. к модели БА-10.
Ее особенности: укороченные рама и задняя часть кузова, усиленная балка передней
оси, гидравлические амортизаторы, увеличенная местами до 15 мм толщина бронелистов,
внутренние петли дверей вместо наружных, броневая защита фар, радиостанция и экранированное
электрооборудование. При длине 4655 мм, ширине 2070 мм, высоте 2210 мм боевая
масса БА-10 составляла 5140 кг. При 50-сильном двигателе бронеавтомобиль мог развивать
скорость 53 км/ч. Экипаж - четыре человека.
На БА-10М, модернизированной модели 1939 г., усовершенствовано рулевое управление,
усилена броне защита радиатора, установлена новая радиостанция.
Однако эта машина по опыту боевых действий в 1939 г. на Халхин-Голе оказалась
неэффективной. На переднем крае и в глубине обороны противника пушечные бронеавтомобили
БА-6 и БА-10 использовать было практически невозможно из-за их плохой проходимости.
В дальнейшем производство БА-10М было сокращено, а весной 1941 г. свернуто. Эти
и другие выводы из боевой практики заставили наших конструкторов обратиться к
полноприводным машинам.
Кроме этих моделей были изготовлены в 1939 г. трехосные бронеавтомобили БА-11
колесной формулы опять же 6X4 на базе узлов ЗИС-6. Вооруженные пушкой калибра
45 мм и двумя пулеметами в бронекорпусе из листов толщиной 13 мм, они оказались
весьма тяжелыми (8130 кг) и обладали, как и их предшественник 1935 г. (БА-5 на
шасси ЗИС-6), плохой проходимостью.
Среди работ по бронеавтомобилям представляют интерес выпущенные малыми сериями
плавающие машины ПБ-4 (1935 г.) и ПБ-7 (1937 г.) на базе агрегатов и узлов ГАЗ-ААА.
На воде они передвигались с помощью гребных винтов, обладали плохой маневренностью
на плаву и показали себя малонадежными.
Дальнейшие эксперименты в области бронеавтомобилей шли в направлении создания
санитарно-транспортной машины БА-22 (1939 г.) на шасси ГАЗ-ААА. В ее бронированном
корпусе размещалось десять человек и два человека экипажа. Масса БА-22 составляла
5240 кг, а скорость-40 км/ч. Другая машина - полугусеничный бронетранспортер Б-3
(1939 г.) на базе агрегатов ЗИС. Вооруженный пулеметом, он мог перевозить 12 человек.
Его масса уже превышала 7000 кг.
Небольшая партия полугусеничных бронеавтомобилей БА-30 на базе НАТИ-3 была построена
в 1937 г. и использовалась зимой 1940 г. во время финской кампании.
Любопытный факт, что некоторое количество бронеавтомобилей БА-20 и БА-10, захваченных
в качестве трофеев в 1940 г., использовались в дальнейшем финской армией. Первый
из них в количестве 22 единиц даже состоял на вооружении и отдельные экземпляры
использовались как учебные вплоть до начала пятидесятых годов. Машин БА-10 насчитывалось
меньше. На них оригинальные 50-сильные двигатели ГАЗ-M были заменены на 85-сильные
моторы "Форд-У8".
Завершая этот раздел, мы можем констатировать довольно широкое разнообразие конструкций,
созданных за очень короткий период. Поражает факт, как много из них было освоено
производством и причем в крайне сжатые сроки.
|