Вслед за партией из 50 вагонных автобусов, выпущенных в 1947-1948 гг., АТУЛ
стал изготовлять с весны 1949 г. машины Л-IV, но уже капотной компоновки. Для
них использовались удлиненные шасси грузовика ЗИС-150 (база 5230 мм). Введена
дополнительная опора карданного вала, усилены рессоры, установлен 150-литровый
бензобак. Каркас кузова из дуба обшит стальным листом. Автобус Л-IV мог перевозить
40 пассажиров, в том числе 29 сидящих. Его габарит: длина - 8660 мм, ширина
- 2470 мм, высота - 2940 мм. Снаряженная масса - 5970 кг.
Для решения проблемы пассажирских перевозок в крупных городах в 1946 г. была создана
триада городских транспортных средств, унифицированных по кузову: троллейбус МТБ-82,
трамвай МТВ-82, автобус ЗИС-154. Их кузова набирались из унифицированных секций
на каркасе, который обшивался панелями из 2-мм дюралюминия. В конструкции широко
использовались алюминиевые профили, одинаковых размеров стекла, арматура, сиденья,
двери. Первые две машины небольшими партиями начало изготовлять в 1946 г. одно
из московских предприятий авиационной промышленности - ТМЗ. Автобус же освоил
в 1947 г. ЗИС.
К сожалению, унификация не дошла до логического конца. Автобус имел несущий кузов,
у троллейбуса же несущим элементом (как, впрочем, и у трамвайного вагона) служила
сваренная из стандартных швеллеров рама.
В 1946 г. Тушинский машиностроительный завод начал изготовление -переходной модели
троллейбуса МТБ-82М. Это был новый цельнометаллический кузов с 39 местами для
сидения, смонтированный на модернизированном шасси ЯТБ-4А. Снаряженная масса этой
машины равнялась 8800 кг.
Полностью новая модель МТБ-82Д встала на производство с 1947 г. В 1950 г. ее передали
другому предприятию-заводу имени Урицкого (ЗИУ) в г. Энгельсе. Там выпуск этого
троллейбуса продолжался вплоть до 1961 г.
Троллейбус МТБ-82Д мог перевозить 65 пассажиров, в том числе 40 сидящих. Его салон
был оборудован шестью электрическими ото-пителями. Среди отличий конструкции:
рессорная подвеска колес, рулевое управление без усилителя, червячная передача,
тормоза и двери с пневматическим приводом.
Двигатель машины - электрический мощностью 117 л. с./86 кВт при 1200 об/мин; размер
шин-12,00-20"; длина машины - 10365 мм, ширина - 2615 мм; высота (с опущенными
токоприемниками) - 3450 мм; база - 6000 мм; масса в снаряженном состоянии- 8800
кг; наибольшая скорость - 47 км/ч.
Автобус ЗИС-154 во всех отношениях - необычная конструкция: заднее расположение
двигателя, несущий кузов, входная дверь перед передним колесом, гидравлический
привод акселератора, сиденье водителя с регулировкой по высоте, расстоянию до
руля и углу наклона спинки, а главное - электрическая трансмиссия.
В хвостовой части машины-110-сильный дизель ЯАЗ-204, спаренный с генератором постоянного
тока. Этот агрегат занимал сравнительно мало места-он размещался поперек кузова
под задним пятиместным сиденьем. Тяговый электродвигатель расположенный под полом
кузова, через карданный вал передавал вращение заднему ведущему мосту. Для изменения
направления движения служил электрический переключатель хода, а величина тягового
усилия на ведущих колесах устанавливалась автоматически, без вмешательства водителя.
В этом заключалась положительная особенность электрической трансмиссии. Однако
она имела большую массу, дополнительные электропроводку и электрооборудование,
требовавшие высокой культуры эксплуатации. Кроме того, двукратное преобразование
энергии в этой трансмиссии ощутимо снижало ее КПД. В результате - громадный расход
топлива (65 л/100 км) - не только больше, чем у грузовика ЯАЗ-200 с таким же дизелем,
но больше, чем у Я АЗ-210 со 165-сильным дизелем. К тому же ЗИС-154 зарекомендовал
себя отрицательно с экологической точки зрения - имел повышенные дымность и шумность.
Производство этих автобусов свернули в 1950 г., предварительно попытавшись заменить
110-сильный дизель ЯАЗ-204 карбюраторным 90-сильным двигателем от грузовика ЗИС-150.
Он оказался слаб для такой машины.
Нельзя, однако, пройти мимо факта, что ЗИС-154 был очень комфортабельной машиной
с мягкой подвеской колес и вместительным кузовом (60 мест, из которых 34 - для
сидения), снабженным отоплением и вентиляцией. Он оснащался зависимой рессорной
подвеской колес и пневматическим приводом тормозов, шинами размером 10,50- 20"
(как у ЯАЗ-200). Габарит машины: длина- 9500 мм, ширина - 2500 мм, высота - 2940
мм; колесная база - 5450 мм. Снаряженная масса автобуса составляла 7980 мм, а
наибольшая скорость-65 км/ч.
|