ИСТОРИЯ АВТОМОБИЛЯ В РОССИИ


Предыдущая глава
Следующая глава

Армейские автомобили

По мере ужесточения со стороны Вооруженных Сил требований к автомобильной транспортной и боевой технике промышленность все больше и больше отходила от идеи унификации этих машин с серийными моделями народнохозяйственного назначения. И хотя общность ряда важнейших узлов и агрегатов еще сохранялась, их удельный вес в специальных военных автомобилях неумолимо сокращался. Однако двигатели и коробки передач колесные боевые машины долгое время заимствовали от грузовиков.

Одной из таких машин была БРДМ-1, представительница новой категории бронеавтомобилей - бронированных разведывательно-дозорных машин (БРДМ). Ее задачи - связь, разведка, несение дозорной службы. Поэтому к необходимости броневой защиты, достаточной вооруженности добавились повышенные требования в отношении проходимости - способность преодолевать водные преграды, широкие (1200 мм) рвы и траншеи, заболоченные и заснеженные участки.

Проектирование первой такой машины в СССР начала в 1954 г. группа инженеров под руководством ведущего конструктора В. К. Рубцова. Отталкиваясь от испытанной модели БТР-40, они дополнили ее совершенно новыми узлами, в результате чего появился совсем иной автомобиль, отвечающий, естественно, другим требованиям, нежели бронетранспортер.

Формально конструкцию двигателя, трансмиссии, двух ведущих мостов с зависимой рессорной подвеской БРДМ-1, пусть с некоторыми изменениями, но унаследовал от БТР-40.

Но остановимся на трех принципиальных новшествах. Прежде всего на введении централизованной системы регулирования давления (от 0,5 до 3,0 кгс/см2) воздуха в шинах. Она решающим образом повышала не только проходимость машины, но и ее живучесть в случае повреждения покрышек пулями или осколками.

Второе, не менее важное новшество заключалось во внедрении подъемных опорных катков. Четыре колеса с пневматическими шинами наружным диаметром 700 мм (у основных шин размером 12,00-18" он равнялся 1084 мм) могли при необходимости (например для преодоления траншей или других препятствий) быть опущены посредством гидравлического устройства. При этом все четыре катка получали вращение через цепные передачи от трансмиссии машины.

И третья особенность машины - плавучесть. Ее обеспечивал водонепроницаемый несущий бронекорпус, который имел соответствующие размеры, чтобы обеспечить нужное водоизмещение. Разумеется, просто держаться на плаву для БРДМ недостаточно - нужно двигаться на плаву. И эту машину, кстати, впервые среди отечественных плавающих автомобилей Рубцов оснастил водометным, а не винтовым движителем. Соответственно этим функциям машина получила и специальное оборудование: водоот-качивающие насосы, кингстоны, волноотража-тельный щит на передней части корпуса.

БРДМ-1 комплектовалась экипажем из пяти человек, и ее боевая масса составляла 5600 кг. Размеры машины: длина - 5700 мм, ширина - 2250 мм, высота - 1980 мм; база - 2800 мм; колея-1600 мм; дорожный просвет - 315 мм.

На машине стояла форсированная модификация нижнеклапанного шестицилиндро-вого двигателя ГАЗ-51 мощностью 90 л. с. при 3400 об/мин и восьмиступенчатая трансмиссия. БРДМ-1 развивала на суше скорость до 80 км/ч, на плаву.- до 9 км/ч. Она брала подъемы крутизной 30°, преодолевала траншею шириной 1220 мм, отвесную стенку высотой 400 мм. Машина вооружена пулеметом калибра 7,62 мм," оборудована радиостанцией.

Первые БРДМ-1 были построены в 1957 г. Они еще имели открытый сверху корпус. В следующем году машины получили бронированную крышу с двумя люками, а затем и другой пулемет.

Более совершенная модель, БРДМ-2, стала поступать на вооружение с середины 60-х гг. Ее конструкция существенно отличалась по компоновке. Двигатель (V-образный, вось-мицилиндровый, мощностью 140 л. с. при 3200 об/мин) установлен в кормовой части бронекорпуса. Через восьмиступенчатую трансмиссию крутящий момент передавался к двум ведущим мостам и четырем опускным поддерживающим каткам. В конструкцию ведущих мостов введены самоблокирующие дифференциалы кулачкового типа. В передней части автомобиля - лебедка с тяговым усилием до 4000 кг. Корпус БРДМ-2 получил коническую вращающуюся башню, в которой установлены спаренные пулеметы калибром 14,5 и 7,62 мм. Как и предшественница, эта машина имела зависимую рессорную подвеску колес, водометный движитель, шины, давление воздуха в которых можно изменять на ходу.

Экипаж БРДМ-2 сокращен до четырех человек. Размеры машины: длина - 5750 мм, ширина- 2350 мм, высота - 2310 мм. Боевая масса - 7000 кг. БРДМ-2 на суше развивала скорость до 95 км/ч, на плаву - до 10 км/ч, преодолевала подъемы в 30" и рвы шириной 1200 мм.

Новыми путями пошло и развитие конструкции колесных бронетранспортеров. Представителем этого поколения боевых машин стала модель БТР-60П, опытный образец которой, сконструированный под руководством В. А. Дедкова, был построен в 1959 г., а серийный выпуск его начался в 1 960 г.

Как и БРДМ-1, это была плавающая машина с водометным движителем. Все восемь колес БТР-60П являлись ведущими, причем Дедков пошел на весьма оригинальное компоновочное решение. В кормовой части бро-некорпуса рядом стояли два двигателя ГАЗ-49Б (модификация двигателя ГАЗ-51) мощностью 90 л. с. при 3400 об/мин каждый со своими четырехступенчатой коробкой передач и двухступенчатой раздаточной коробкой. Левый (по ходу машины) двигатель обслуживал первую и третью пару ведущих колес, а правый - вторую и четвертую.

Избранное решение объяснялось двумя причинами. Во-первых, отсутствием в производстве подходящего 180-сильного двигателя. Имевшийся дизель ЯАЗ-206Б мощностью до 205 л. с. был чрезмерно тяжел и неэкономичен. Во-вторых, две независимые силовые установки и трансмиссии вдвое повышали живучесть боевой машины.

Каждое колесо БТР-60П оборудовано редуктором, увеличивающим расстояние между корпусом транспортера и дорогой. Дорожный просвет, равный 475 мм, в сочетании с гладким днищем, независимой торсионной подвеской всех колес, системой регулирования давления в шинах, самоблокирующими кулачковыми дифференциалами обеспечивают машине исключительно высокую проходимость. Она имеет лебедку и может плавать (оснащена водометом).

У БТР-60П - герметичные тормоза, широкопрофильные шины размером 13,00-18", гидроусилитель руля. Экипаж транспортера - два человека, десант-12 человек. Размеры машины: длина - 7200 мм, ширина - 2906 мм, высота - 2105 мм; база (по первой и четвертой парам колес) - 4240 мм; колея - 2360 мм. Боевая масса - 9800 кг. Наибольшая скорость на шоссе - до 80 км/ч, на плаву - до 10 км/ч. БТР-60П преодолевал подъем крутизной 30°, ров шириной 2000 м. Эта модель имела открытый сверху бронекорпус и была вооружена пулеметом калибра 7,62 мм.

Позже, в 1963 г., начат выпуск БТР-60ПА с полностью закрытым сверху броневой крышей корпусом. Для выхода и входа десанта (десять человек) служили четыре люка в крыше. Боевая масса возросла до 10200 кг.

Когда в 1965 г. машина получила вращающуюся коническую башню со спаренными пулеметами калибров 14,5 и 7,62 мм, индекс машины изменился на БТР-60ПБ. Экипаж увеличился до трех человек, а десант сократился до восьми человек. Боевая масса машины возросла до 10 300 кг.

Не будем подробно останавливаться на шасси различных автомобилей повышенной проходимости, использовавшихся в 1956-1970 гг. для установки различного вооружения, специального оборудования или приспособленных для специфических военно-транспортных целей. Они довольно многочисленны, а их оборудование выходит за пределы автомобильной техники.


Предыдущая глава
Следующая глава

Сайт создан в системе uCoz