Самосвалы
Самые крупные среди автомобилей — карьерные самосвалы. Их производство ведут немногие страны, главным образом те, которые богаты полезными ископаемыми. Эти машины, как правило, работают в паре с мощными экскаваторами или погрузчиками и служат для транспортировки из карьеров руды или угля по специально проложенным дорогам. На магистралях общего пользования они не могут появляться — даже у порожнего карьерного самосвала осевая нагрузка — 25-45 тонн. К тому же их габаритная ширина выходит далеко за 2,5 метра, предельные для машин на дорогах общего пользования. Естественно поэтому, что карьерные самосвалы относятся ко внедорожным автомобилям.
Наиболее яркой моделью 70-х годов стал карьерный самосвал БелАЗ-549 грузоподъемностью 75 тонн. В известном смысле его создание послужило заметной вехой в развитии конструкции таких автомобилей. Его главная особенность — электрическая трансмиссия постоянного тока. Дизель мощностью 1050 л. с. приводит во вращение генератор ГПА-600. Он вырабатывает электроэнергию для питания двух тяговых двигателей мощностью по 230 киловатт каждый, встроенных в ступицы задних ведущих колес. Такая конструкция называется мотор-колесом и позволяет без особых усложнений создать трехосные машины или тягачи самосвального полуприцепа с активными мотор-ко-песами.
На БелАЗ-549 нет коробки передач и дифференциала — регулирование тягового момента осуществляется посредством приборов электрического управления. Подобная трансмиссия, как показал мировой опыт, наиболее рациональна для карьерных самосвалов грузоподъемностью свыше 75 тонн. Она получила широкое применение в последующих моделях карьерных самосвалов БелАЗ.
Автомобиль БелАЗ-549 оборудован пневмо-гидравпической подвеской всех колес, весит около 67 тонн (без нагрузки) и развивает скорость до 60 км/ч. При скорости 35-40 км/ч он расходует около 235 литров дизельного топлива на 100 км.
Для вывоза угля при открытых его разработках нужны карьерные самосвалы с увеличенным объемом грузовой платформы — удельная масса угля невелика по сравнению с рудой или скальной породой. Так в 1972 году появились углевозы БелАЗ-7510 и БелАЗ-7525 на базе известных карьерных самосвалов БелАЗ-540А и Бел АЗ-548 А.
Долгие годы основным самосвалом для строительных работ являлся 12,5-тонный КрАЗ-256-Б1. Он ведет свое происхождение от модели ЯАЗ-210Е 1951 года. Замена ему в виде серийного КрАЗ-6505 появилась только в середине 90-х годов.
Машины грузоподъемностью 10 и 8 тонн для выполнения аналогичных задач почти одновременно начали выпускать в 1977-1978 годах КамАЗ (модель "5511") и МАЗ (модель "5549"). Еще раньше выпускался самосвал МАЗ-503Г, рассчитанный на буксировку самосвального прицепа. При этом тягач комплектовался гидровыводом для приведения в действие гидроподъемника на прицепе. Схожую конструкцию представлял собой и самосвал ЗИЛ-ММЗ-554 с прицепом ГКБ-819.
Мытищинский машиностроительный завод изготовлял на двухосных шасси ЗИЛ четыре разновидности самосвалов: ЗИЛ-ММЗ-554 (1972 г.) и ЗИЛ-ММЗ-554М (1978 г.) грузоподъемностью соответственно 4,0 и 5,7 тонны. Каждый имел вывод гидросистемы на двухосный самосвальный прицеп. Самосвалы ЗИЛ-ММЗ-4502 (1975 г.) и ЗИЛ-ММЗ-555 (1977 г.) монтировались на короткобазных двухосных шасси ЗИЛ и имели грузоподъемность соответственно 6,0 и 5,2 тонны.
Первые два самосвала с трехсторонней разгрузкой предназначались для перевозки сельскохозяйственных грузов малой удельной массы и поэтому их кузова снабжались надставными бортами. На моделях "4502" и "555" кузова разгружались только назад, а сами машины не были приспособлены для транспортировки прицепов.
Помимо этих моделей существовали их модификации "45021" и "555К" не с 8-ципиндровы-ми, а 6-цилиндровыми двигателями ЗИЛ-1 57Д, а также газобалонная модификация "45022".
Очень часто крупные хозяйства в своих мастерских изготовляли или основательно переделывали самосвалы КрАЗ-256-Б1, МАЗ-5549 или ЗИЛ-ММЗ-4502 с тем, чтобы они могли буксировать двухосные самосвальные прицепы, тоже самодельные.
Саранский завод автосамосвалов САЗ оснащал с 1975 года шасси ГАЗ-52-04 кузовами для перевозки сельскохозяйственных грузов (САЗ-3509), а также строительных и промышленных грузов (САЗ-3504) грузоподъемностью соответственно 2,4 и 2,25 тонны.
К самосвалам тяготеет и самосвальный автопоезд МоАЗ-6401-9585. Он состоит из одноосного тягача со 190-сильным дизелем и четырехступенчатой гидромеханической коробкой передач и одноосного самосвального прицепа грузоподъемностью 20 тонн. Эта сочлененная машина поворачивает не благодаря изменению угла передних колес, а повороту одного звена поезда относительно другого звена. Это действие выполняется двумя гидроцилиндрами.
|