ИСТОРИЯ АВТОМОБИЛЯ В РОССИИ


Предыдущая глава
Следующая глава

Грузовые автомобили и фургоны

Конец 80-х годов отмечен созданием прототипов новых грузовиков. Самым значительным среди них явился МАЗ-2000. Индекс показывает, что его конструкция ориентирована на 2000-й год. Этот автомобиль, названный "Перестройкой", — образец модульной компоновки. В его передней части — блок агрегатов: двигатель, коробка передач, передний ведущий мост с подвеской, рулевое управление. При желании, каждую из осей можно заменить таким блоком и создать грузовик любой длины и грузоподъемности.

МАЗ-2000 осенью 1988 года экспонировался на парижской международной автомобильной выставке, где получил высокую оценку. Примечательны слова корреспондента газеты "Ллойд Анверсуа": "Звездой Парижского салона, бесспорно, стала "Перестройка", прототип грузового автомобиля... Он интересен как своим, полностью нетрадиционным замыслом, так и идеей, заключенной в названии автомобиля... Во всяком случае, одна вещь очевидна: он поразил всех. Как своей конструкцией, так и смелостью поступка".

Минский грузовик с дизелем МАН рассчитан на перевозку 21 тонны груза со скоростью 120 км/ч. Его снаряженная масса — 12 тонн, а длина — 14,9 метра.

Чуть позже, в 1989 — 1991 годах родился "Тайфун", разработанный в НАМИ опытный образец магистрального автопоезда. Он состоял из трехосного (6 х 4) грузовика НАМИ-0286 с кузовом "фургон" и трехосного прицепа. Его конструкция решала целый ряд задач экологического, экономического, технического характера. Автопоезд полной массой 52 тонны мог перевозить 33 тонны груза со скоростью 120 км/ч. Обе машины - НАМИ-0286 и МАЗ-2000 - образовывали основу перспективного типо-ряда машин с опережающими мировой уровень показателями. Увы, их выпуск не был налажен.

Очень важным элементом грузовых автомобилей для магистральных перевозок является кабина. Требования к ее комфортабельности резко возросли. Скорость доставки груза при дальних рейсах определяется в немалой степени тем, насколько водитель в течение рейса сохраняет хорошую форму и насколько хорошо и удобно оборудовано его рабочее место. Фирма "Апьткам" в Набережных Челнах поэтому стала искать альтернативу серийной кабине КамАЗов, Выпуск новой кабины освоил и МАЗ: она появилась на модели МАЗ-5337 (короткий вариант) и МАЗ-53362 (удлиненная кабина со спальным местом). Отметим попутно, что модель "53371" оснащалась 6-цилиндровым двигателем, а "53362" — 8-ципиндровым. Кроме них, в 1980-ом году небольшими партиями стал сходить с конвейера двухосный грузовик МАЗ-53363, укомплектованный 8-ципиндровым дизелем с турбонаддувом (300 л. с.) и 8-ступенчатой коробкой передач. Его грузоподъемность — 8,2 т.

Для магистральных перевозок грузов КамАЗ освоил в 1989 году двухосные машины моделей "5325" и "5315". Их грузоподъемность равнялась соответственно 11 и 8,2 тонны, а максимальная нагрузка на ось — 13 и 10 тонн. По предельно допустимой нагрузке на ось (следовательно, на дорожное полотно) КамАЗ-5325 мог эксплуатироваться лишь в тех странах, где дорожные нормы были более либеральны, чем в СССР.

Модернизированный в 1986 году ЗИЛ-130-80 получил новый индекс — ЗИЛ-431410. В этом же году появились и его разновидности — с удлиненной базой (ЗИЛ-431450) и длинной базой (ЗИЛ-431510).

Горьковский автомобильный завод всегда выпускал обширный ассортимент модификаций. В 1990 году он внедрил в производство модель ГАЗ-3307 с бортовой платформой как замену ГАЗ-53-12с V-образным 8-цилиндровым бензиновым мотором. На следующий год начался выпуск модификаций, работающих на сжатом (ГАЗ-33076) и сжиженном (ГАЗ-33075) газе.

На Ульяновском автомобильном заводе текущая модернизация грузовика и фургона на его базе, как и на ЗИЛе, привела в 1989 году к формальной замене индексов. Так, УАЗ-452Д превратился в УАЗ-3303-01, а фургон УАЗ-452 — в У АЗ-3741.

И все же, наряду с такими формализацион-но-новыми моделями родилось несколько экспериментальных конструкций. Одна из них — самодельный грузовик "Дружба", разработанный Г. Квернадзе на базе УАЗ-452Д. Это полноприводная трехосная машина с переделанной кабиной от КАЗ-608Б. Машину после испытаний рекомендовали к серийному производству. На КАЗе даже планировали создать для этого специальный участок, но распад СССР в 1991 году повлек за собой почти полный паралич завода КАЗ в Кутаиси, и машина Г. Квернадзе осталась, наверное, навсегда интересным опытным образцом.

Другая любопытная опытная машина — электромобиль ВАЗ-2702 с кузовом "фургон" для доставки малых партий грузов. До стадии серийного производства он не дошел, но наметил направление, которое, возможно, завод готов разрабатывать в будущем.


Предыдущая глава
Следующая глава

Сайт создан в системе uCoz