ИСТОРИЯ АВТОМОБИЛЯ В РОССИИ


Предыдущая глава
Следующая глава

Самосвалы

В этой категории грузовых автомобилей карьерные самосвалы и углевозы на их базе играли важную роль в производственной программе советской индустрии. Они выделялись достаточно высоким техническим уровнем: гидропневматическая подвеска, электрическая трансмиссия, мотор-колеса, дисковые тормоза. Отечественные самосвалы выпускались в больших количествах: только БелАЗ изготавливал в течение года 5-6 тысяч карьерных самосвалов — больше, чем любой другой завод в мире.

Наряду с модернизацией (БелАЗ-7540 и БелАЗ-7548) прежних моделей в 1986-1991 годах БелАЗ освоил выпуск новых, грузоподъемностью 80, 110, 120 и 180 тонн (соответственно моделей "7549", "7519", 7512" и "75214"). У всех -электрическая трансмиссия с мотор-колесами. Машины БелАЗ заслужили высокую репутацию, и в 1988 году модель "7519" экспонировалась в Чикаго на международной выставке "Минэкспо-88".

Среди промышленных и строительных самосвалов долгие годы доминировал КрАЗ-25651, который модернизировался, но, тем не менее, оставался технически отсталым. Рассчитанный на перевозку 1 2,5 тонн грунта, КрАЗ-256Б1 образца 1977 года во многом уступал самосвалам "Татра" и "Магирус" грузоподъемностью 17 и 22 тонны, которые тысячами импортировались в СССР. Последние были выносливые и долговечные полноприводные машины, очень удобные в эксплуатации.

Из полноприводных самосвалов отечественная промышленность могла им противопоставить разве что МоАЗ-75051 1989 года, рассчитанный на перевозку 23 тонн грунта или руды. Но он выпускался в мизерных количествах — по полусотне машин в год.

Другой полноприводный самосвал — ЗИЛ-ММЗ-4510 грузоподъемностью 3 тонны — выпускал с 1989 года Мытищинский машиностроительный завод (ММЗ) на шасси ЗИЛ-157КД, прошедших... капитальный ремонт. Кроме того, ММЗ на базе ЗИЛ-431410 (он же, по-старому, ЗИЛ-130) колесной формулы 4 х 2 с 1987 года организовал производство ЗИЛ-ММЗ-4505 грузоподъемностью 6,1 тонны.

Основные поступления (в количественном отношении) самосвалов шли с МАЗа. Модель "5551" грузоподъемностью 8,5 тонн пришла на смену машине "5549" в 1988 году. Днище ее кузова обогревалось отработавшими газами. С того же года идет производство самосвалов КамАЗ-55111 с кузовом ковшового типа, рассчитанных на 13 тонн груза.

Для сельского хозяйства ГАЗ еще в 1989 году разработал самосвальный автопоезд ГАЗ-4509 с дизелем. В его состав входил самосвал Г АЗ-C АЗ-4509 на базе ГАЗ-4301 и двухосный прицеп. Его серийный выпуск начали лишь в 1993 году, а в 1990-м завод в Саранске начал изготовление машины ГАЗ-САЗ-3507-01 грузоподъемностью 4,25 тонны с бензиновым мотором.

Производство всех грузовых автомобилей, включая машины с бортовой платформой, фургоны, седельные тягачи и самосвалы в 1990 году составляло 813 тысяч машин. По крупнейшим заводам они распределялись так: ГАЗ — 249 тысяч, ЗИЛ - 188, Иж - 100, КамАЗ - 97, УАЗ - 41, МАЗ - 37, УралАЗ - 28, КрАЗ - 27. Если говорить о структуре, то преобладали универсальные грузовики с бортовой платформой (около 65 %), за ними шли самосвалы (около 18 %), малотоннажные фургоны (12 %) и седельные тягачи (4 %).

В значительной мере эти машины по своему качеству отставали от мирового уровня. Исключение представляли самосвалы БелАЗ, грузовики "Урал" и некоторые модели МАЗ. Доля дизельных машин среди них составляла около 25 %, что по европейским меркам было очень мало.


Предыдущая глава
Следующая глава

Сайт создан в системе uCoz