Седельные тягачи
Год от года в России росло распространение этих машин. Но оно в свою очередь зависело от масштабов выпуска прицепного состава. Так, парк полуприцепов в России сократился с 279 тысяч в 1995-ом году до 256 тысяч в 1996-ом. Поэтому производство седельных тягачей в эти годы не росло столь быстро, сколь это было необходимо народному хозяйству. Тем не менее, работа по созданию новых моделей тягачей продолжалась.
Лидер по количеству седельных тягачей в парке — КамАЗ — начал малыми партиями выпуск магистрального автомобиля КамАЗ-6460, мало в чем уступающего зарубежным аналогам. Эта машина колесной формулы 6x4 при нагрузке на седло 17 тонн может буксировать двух- или трехосный полуприцеп. Полная масса такого автопоезда — 46 тонн. Тягач оснащен отечественным дизелем мощностью 360 л. с. и 16-ступенчатой коробкой передач ЦФ (завод планирует заменить ее собственной).
Параллельно КамАЗ с 1996 года приступил к выпуску другого седельного тягача, модели "54115", тоже колесной формулы 6x4. Нагрузка на седло — 12 тонн — позволяет довести полную массу автопоезда до 34 тонн. И еще один тягач — КамАЗ-5460 колесной формулы 4x2. Он рассчитан на работу с полуприцепом в составе автопоезда полной массой 40 тонн. Нагрузка на седло у него — 10,8 тонны. Машина оснащена кабиной ДАФ, дизелем "Камминс" (380 л. с.), коробкой передач ЦФ, ведущим мостом "Роквепл". Как видим, эта модель базируется на импортных агрегатах, в то время как КамАЗ-6460 — преимущественно на российских.
Фирмы РИАТ и "Апьткам" в 1995-1996 годах выступили с моделями КамАЗ, переработанными их специалистами. Модель "54112М", которую представил РИАТ, была укомплектована импортными узлами и представляла собой трехосный седельный тягач с комфортабельным бытовым комплексом, подобным тем, что применяются на американских междугородных автопоездах. "Альткам" подготовил два тягача; двухосный (модель "5443") и трехосный ("6491"). Первый должен работать в составе автопоезда полной массой 43,5 тонны (нагрузка на седло — 7,3 тонны), у второго эти показатели соответственно — 48 тонн и 14,6 тонны. Обе машинь'1 — с кабинами "Сису", дизелями "Камминс" (380 л. с.), коробками передач "Итон", ведущими мостами "Раба". Как видно из этого перечня, подход у КамАЗа, РИАТа и "Альткама" к комплектации машин —сходный.
Другой ведущий поставщик седельных тягачей на российский рынок — МАЗ. Как только открылась возможность, он перешел в 1994 году на новый дизель ЯМЗ-8421 (8 цилиндров, турбо-наддув, 360 п. с.). Трехосный тягач с новым двигателем стал называться МАЗ-64228. В то же время завод стал закупать дизели МАН мощностью 370 п. с. Сначала (в 1996 году) он ставил их на двухосные тягачи МАЗ-54421, а затем — на усовершенствованную модель из нового семейства. Этот МАЗ-54421 рассчитан на работу в составе автопоезда полной массой 40 — 44 тонны при нагрузке на седло 10, 2 тонны.
Две машины в 1 993 году освоил КрАЗ: двухосную, модели "5444" (300 л. с., полная масса автопоезда — 35 тонн) и трехосную, модели "6443" (330 л. с., 59 тонн). Но в 1996 году они встретили серьезную конкуренцию в лице тягачей "Урап-Траккер", выпускаемых по лицензии ИВЕКО. Один — двухосный "Урап-Траккер — 440-37 с дизелем КХД мощностью 408 л. с.! Он может работать в составе автопоезда полной массой 40 тонн. Другой — трехосньй — "Урап-Траккер-330-37" с дизелем той же фирмы, но мощностью 370 л. с. Оба автомобиля — с кабинами над двигателем (кабины "ИВЕКО-Турбостар") и шасси "ИВЕКО-Евротраккер".
В дополнение к ним,УралАЗ с 1994 года включил в свою производственную программу пол-ноприводньй трехосньй седельный тягач "Урал-44223" с дизелем "Урал-744" (235 л. с.). Он может буксировать двухосный полуприцеп грузоподъемностью 13,5—16 тонн.
Надо отметить, что выпуск названных седельных тягачей не идет непрерывно, а только под конкретный заказ, как поступают во всем мире практически все заводы тяжелых грузовиков.
ЗИЛ, в своих попытках выбраться из кризиса и использовать производственные мощности, предназначенные для среднетоннажных автомобилей, с 1993 по 1996 год разработал очень обширный типаж седельных тягачей, которые базировались на семействах "133" и "4331".
Машина ЗИЛ-133-05А колесной формулы 6 х 4 стала определенным трамплином на пути к более совершенной модели ЗИЛ-6404-30 1996 года. За двухосным тягачом ЗИЛ-4423 последовал в 1995 году ЗИЛ-5423. Он предназначен для магистральных перевозок, оснащен кабиной с двумя спальными местами, дизелем ЗИЛ-645.1 мощностью 210 л. с. Тягач работает в составе автопоезда полной массой 25 тонн.
Автопоезда меньшей грузоподъемности оказались экономически невыгодными для дальних рейсов, и работа над ними уже не велась.
|