Автомобили повышенной проходимости
Машины повышенной проходимости всегда были сильной стороной продукции нашего автомобилестроения. Все конструкции несли отпечаток сложившейся годами инженерной школы: хорошая приспособленность к работе вне дорог, высокие запасы прочности, относительная простота устройства, хорошая ремонтопригодность.
Учитывая соотношение сети грунтовых дорог и дорог с твердым покрытием, плановики в прошлом установили определенные соотношения обычных и полноприводных автомобилей в годовом объеме производства. Доля полноприводных составляла в среднем около 27 % для грузовиков, 14 % для автобусов и 11 % для легковых автомобилей.
Когда экономика встала на рыночный путь развития, заводы (пусть еще не имевшие большого опыта в маркетинге) взялись изменить сложившееся соотношение, причем не только в количественном отношении. Они предложили много новых конструкций, как эволюционных, так и совершенно новых. При этом надо иметь в виду, что один из самых массовых грузовиков, "Газель", выпускается колесной формулы и 4 х 2, и 4 х 4.
Практически почти все автомобильные заводы России, занятые выпуском легковых и грузовых автомобилей, в период с 1992 по 1996 год выступили с новыми попноприводными конструкциями.
Брянский автомобильный завод с 1992 года изготовляет по заказам восьмиколесное поп-ноприводное шасси БАЗ-6909. Оно интересно тем, что его трансмиссия,традиционно для этого завода(выпопнена по так называемой бортовой схеме, а силовая установка автомобиля состоит из двух дизелей (ЯМЗ-8462, 450 л. с.). Из особенностей конструкции надо отметить независимую торсионную подвеску всех колес, систему регулирования давления в шинах, 9-сту-пенчатую коробку передач с 2-ступенчатым демультипликатором. Благодаря шинам большого диаметра и колесным редукторам дорожный просвет составляет 580 мсм3 Грузоподъемность БАЗ-6909 — 18 тонн, масса буксируемого прицепа — 18 тонн. Скорость машины — 80 км/ч.
Минский завод колесных тягачей (МЗКТ) освоил выпуск нового семейства внедорожных машин с восемью ведущими колесами — "Вопат-7909". В него входят шасси "79091", тягач с бортовой платформой модели "79092", лесовоз "79093" для транспортировки сортиментного леса, лесовоз "79094" для перевозки леса в хлыстах и трубовоз "79096". Все они оснащаются 425- или 470-сильными двигателями ЯМЗ или "Детройт Дизель", 12-ступенчатой механической трансмиссией, независимой торсионной подвеской передних колес и блокируемыми дифференциалами. Автомобили могут с прицепами перевозить грузы массой до 40 тонн.
Машины колесной формулы 8x8 стали выпускать КамАЗ и УрапАЗ. Оба - с кабиной над двигателем, системой регулирования давления воздуха в шинах, блокируемыми дифференциалами, 16-ступенчатой трансмиссией.
"КамАЗ-6350" длиннее (9,79 м), чем "УралАЗ-5323-22" (8,6 м) и имеет большую грузоподъемность (1 2,5 тонн против 10 тонн). Снаряженная масса шасси "6350" равна 10,6 тонны, примерно та же, что у модели "5323-22".
Наиболее распространенным типом грузовых автомобилей повышенной проходимости остаются машины колесной формулы 6 х 6 с постоянным приводом на все колеса и несимметричным блокируемым дифференциалом. УрапАЗ в этой группе автомобилей стал выпускать дпиннобазную модификацию "Урал-4320-0911-30" своей новой модели. Ее грузоподъемность — 11 тонн. Машина оснащена дизелем ЯМЗ-238М2 мощностью 240 л. с.
Другой трехосный "Урал", модели "43223", по существу представляет собой модернизированный "Урал-4320" с новыми кабиной и оперением. Двигатель — дизель воздушного охлаждения "Урал-744" мощностью 234 л. с. Грузоподъемность — 8 тонн.
С 1965 года взялся за выпуск трехосных полноприводных грузовиков МАЗ модели "6317-020". У них — дизель ЯМЗ-8421 мощностью 360 п. с. и 9-ступенчатая коробка передач. Грузоподъемность — 11 тонн. МАЗ-6317-020 выступает конкурентом машине "Урап-4320-0911-30"
На смену прежним моделям КамАЗ колесной формулы 6x6 пришли две модернизированные. Вместо КамАЗ-43101 и КамАЗ-43106 завод в Набережных Челнах с 1996 года выпускает соответственно модели "43114" (грузоподъемность 6 тонн) и "43115" (грузоподъемность 7 тонн). Обе оснащаются 260-сильными дизелями с тур-бонаддувом. Машины способны преодолевать брод глубиной 1,8 метра.
В свою очередь фирма РИАТ на основе узлов от разных моделей КамАЗ создала шасси "43118" с удлиненной колесной базой (по крайним мостам —501 Омм), колесной формулой 6x6 грузоподъемностью 12 тонн. Оно предназначено не для Вооруженных Сил, как многие полноприводные КамАЗы, а под установку специального оборудования для различных отраслей народного хозяйства: нефтедобыча, строительство, вахтовые автобусы, краны.
Наименьшей же трехосной моделью в этой категории автомобилей является ЗИЛ-433420 грузоподъемностью 3,75 тонны. Эта машина имеет новые оперение и кабину и оснащена 200-сильным дизелем ЗИЛ-645. Выпуск ЗИЛ-433420 начат в 1994 году.
Из трехосных машин повышенной проходимости несколько моделей выполнены по нетрадиционной схеме. "Волат-8007" оборудован двумя парами управляемых колес. У экспериментального автомобиля ЗИЛ-4975-М2 колеса расположены относительно колесной базы равномерно, и их первая и третья пары являются управляемыми. Эта машина выделяется рекордным по величине дорожным просветом (580 мм) и довольно тяжела (снаряженная масса 9,56 тонны) относительно своей грузоподъемности (3,1 тонны). На ЗИЛ-4975-М2 установлены дизель ЗИЛ-645 мощностью 185 п. с. и 16-ступенчатая трансмиссия. Схожая конструкция у более ранней (1993 года) модели ЗИЛ-4972.
Следует отметить, что ЗИЛ очень много экспериментировал с многоосными машинами высокой проходимости. Плодом этих работ явилась "Синяя птица" (ЗИЛ-4906), трехосная машина с расположением колес как у модели ЗИЛ-4975-М2: у них даже одинаковые расстояния между центрами первой и второй, второй и третьей парами колес — по 2,4 метра. ЗИЛ-4906 — плавающий автомобиль грузоподъемностью 5 тонн. Его корпус выполнен из стекпоппастика, все колеса подвешены независимо на тор-сионах, предусмотрены система регулирования давления воздуха в шинах и дисковые тормоза всех колес.
Первоначально, ЗИЛ-4906 предназначался для поиска экипажей приземлившихся космических кораблей. Автомобили этой весьма совершенной конструкции (они практически вездеходы) изготовляются малыми партиями для Министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС), нефтяников, геологов на совместных с ЗИЛом предприятиях в Правдинске и Подольске.
Если говорить о машинах колесной формулы 4 х 4, то следует назвать экспериментальный ЗИЛ-3906-10 1996 года, представляющий вариацию на тему многоцелевого немецкого автомобиля "Унимог".
Серийные двухосные попноприводные моде-ли в начале 90-х годов начали делать вслед за ГАЗом УралАЗ и КамАЗ. Модель "Урал-43206" -двухосная модификация трехосного "Урал-4320" грузоподъемностью 5 тонн, выпускается с 1995 года. Подобным же образом поступил и КамАЗ. Его машина "4326" грузоподъемностью 4 тонны входит в семейство "Мустанг", охватывающее внедорожные грузовики колесных формул 8x8, 6 х 6 и 4 х 4. Если "Урал-43206" укомплектован 180-сипьным дизелем ЯМЗ-236М2, то на КамАЗ-4326 установлен 220-сильный двигатель.
ГАЗ с 1993 года приступил к комплектации машин ГАЗ-66 4-ципиндровыми дизелями ГАЗ-544 мощностью 85 л. с. Машина получипа индекс ГАЗ-66-41, Для такого автомобиля он оказался недостаточно мощным, и как только завод освоил модификацию дизеля ГАЗ-5441 с турбо-наддувом (116 л. с.), им стали комплектовать грузовики, которые теперь именовались ГАЗ-66-40.
В дальнейшем, когда завод взялся за рационализацию производственной программы, он поставил в 1996 году на конвейер новую машину, ГАЗ-33097 "Садко". По существу это грузовик ГАЗ-3309 капотной компоновки с 116-сильным дизелем и ведущими мостами и трансмиссией ГАЗ-66. Грузоподъемность "Садко" - 2,5 тонны. Дорожный просвет — 315 мм.
Примерно в то же время был освоен производством ГАЗ-3937 "Водник". Эта машина как бы стала ответом американским конструкторам, создавшим многоцелевой армейский автомобиль "Хуммер", хотя по компоновке они совершенно разные.
В автомобиле ГАЗ-3937 двигатель находится справа от водителя. Водитель и его напарник размещены друг за другом. В заднем отсеке кузова — две скамьи для восьмерых пассажиров. Подвеска всех колес — независимая, торсионная.
У машины несущий водоизмещающий кузов, и она может преодолевать водные преграды со скоростью 4 км/ч. Гладкое днище и дорожный просвет в 475 мм обеспечивают автомобилю прекрасную проходимость. Этому способствуют самобпокирующие межосевой и межколесный дифференциалы и система централизованного регулирования давления воздуха в шинах. Снабженный 175-сильным дизелем ГАЗ-5423, "Водник" имеет снаряженную массу около 5 тонн и развивает скорость до 115 км/ч.
ГАЗ-3937 впервые появился на выставках в 1995 году. А в 1997 году состоялась публичная демонстрация модификации "39371". Она снабжена вращающейся башней с пулеметом, пулестойкими шинами и стеклами, радиостанцией. Экипаж защищен от поражения ручным огнестрельным оружием.
Грузовые полноприводные автомобили УАЗ в начале 90-х годов пополнились двумя модификациями. Одна — УАЗ-33035 с металлической грузовой платформой, низко посаженной на раме. Другая — УАЗ-3909 с цельнометаллическим закрытым грузопассажирским кузовом на 7 мест и 0,37 тонны поклажи.
Семейство джипов УАЗ тоже постоянно претерпевало эволюцию. С середины 1993 года начался, наконец, выпуск машины УАЗ-31514с закрытым металлическим кузовом, цельным лобовым стеклом, новыми сиденьями и модернизированным двигателем УМЗ-417 мощностью 91 п. с. Примерно вто же время тюнинговая фирма ЛЛД стала выпускать малые партии облагороженных импортными деталями ЛЛД-У АЗ-31512-П. Год спустя завод выпустил партию машин УАЗ-31517 со 100-сильным импортным дизелем.
Как водится на отечественных заводах, прежде чем освоить новую модель (в данном случае — УАЗ-3160), часть ее узлов внедряется на прежние модели. Изготовление такой переходной машины (УАЗ-31512-10) началось в 1993 году и, по-видимому, будет продолжаться параллельно с У АЗ-3160.
Джип УАЗ-31 53 с металлическим кузовом и удлиненной на 380 мм колесной базой увидел свет в 1996 году, а первые машины новой модели "3160" появились на конвейере в конце 1997 года. УАЗ-3160, как и УАЗ-31512-10, будет иметь и длиннобазного двойника, УАЗ-3162. Сроки начала его выпуска пока не установлены.
По сравнению со своим предшественником УАЗ-3160 значительно комфортабельнее, снабжен пружинной подвеской и дисковыми тормозами передних колес (определенный шаг вперед) и 16-дюймовыми (вместо 1 5-дюймовых) колесами. Двигатель УМЗ-4218 на УАЗ-3160 оснащен системой впрыска с электронным управлением и при рабочем объеме 2890 см3 развивает мощность 100-120 л. с.
Джип "Шевроле-Бпейзер", которых в 1997 году завод ЕпАЗ в Епабуге уже собрал более тысячи, представляет совершенно новый уровень автомобильной техники. Это пятиместная комфортабельная машина длиной 4,64 метра и снаряженной массой 1950 килограмм. У нее независимая торсионная подвеска передних колес, две надувные подушки безопасности, дисковые тормоза, блокируемый межосевой дифференциал, антибпокировочная система в приводе тормозов. Рабочий объем двигателя — 2198 см3, мощность — 106л. с..
Автомобили "Нива", подобно УАЗу, пережили разностороннюю эволюцию. С весны 1994 года на конвейер встал ВАЗ-21213с двигателем увеличенного (1689 см3) объема, новой задней частью кузова (опущен порог торцевой двери, задние фонари стали вертикальными), с модернизированным интерьером. В том же году "нивы", поставляемые на экспорт, стали комплектоваться либо бензиновыми моторами (1689 см3, 80 л. с.) с системой впрыска "Дженерал Моторс" (ВАЗ-21214), либо дизелями (1905 см3, 64 л. с.) фирмы "Пежо" (ВАЗ-21215).
Затем пришло время длиннобазных (колесная база увеличена на 500 миллиметров) модификаций: трехдверной ВАЗ-2129 в 1994 году и пятидверной ВАЗ-2131 в 1996 году. Длина последней 4,24 метра, а снаряженная масса — 1350 килограмм. Для этой машины, объём производства которой невелик (3,5 тысячи в год) подготовлен двигатель увеличенных рабочего объема (1774 см3)и мощности (82 п. с.).
Фирмой "Мега-Лада", которую возглавлял А. Гасанов (в прошлом — гонщик ВАЗа), в 1995 году был изготовлен экспериментальный пикап на базе "Нивы" в стиле "Биг-Фут". Эта претенциозная машина первоначально называлась "Бандит", но затем была переименована в "Блэк Принс" (Черный принц).
Дальнейшее развитие идея попноприводного пикапа, но на этот раз с четырехместной кабиной и удлиненной базой, нашла воплощение в опытном образце ВАЗ-2329. Он был укомплектован двумя бензобаками на 84 литра топлива и двигателями (1689 см3) мощностью 81 п. с.
Среди опытных образцов 1995 года представляют интерес машины, выполненные по программе "ТРанспорт ЭКОЛогический" (ТРЭКОЛ). Они оснащены тонкостенными шинами очень низкого давления, которые не разрушают поверхностный слой почвы. Автомобиль "ВАЗ-1992-Марш" с кузовом "Нивы" был выполнен четырехколесным, а "Трэкол-3929" — шестиколесным. Оба — полноприводные.
Опытные образцы машины "Кентавр", джипа на агрегатах "Нивы" с кузовом из стеклопластика, автомобиля "Астрон" на узлах УАЗ, попноприводного шасси "Москвич" дополняют широкий ассортимент машин со всеми ведущими колесами. Последний, предназначенный для фургонов, сохранил оперение, кабину, силовой агрегат "Москвича-2141", но их дополнили лонжеронная рама коробчатого сечения и задний мост типа "Де Дион", подвешенный на продольных рессорах. Картер задней главной передачи укреплен на раме, и крутящий момент задним ведущим колесам передают две полуоси с четырьмя карданными шарнировами.
Как видим, в области полноприводных автомобилей совершенно отсутствовал застой инженерной мысли. Похоже, что в этой категории машин, по мнению автора особенно предпочтительных для наших дорожных условий, новые экономические условия стимулировали появление новых, прогрессивных конструкций.
|