Пузырев начал в 1909 г. с продажи автомобильных принадлежностей и запасных частей.
Затем стал заниматься ремонтом машин, постепенно изготовляя в собственных мастерских
растущий ассортимент новых деталей. Накопленные им практический опыт и финансы
позволили в 1910 г. открыть Русский автомобильный завод И. П. Пузырева (РАЗИПП).
К 1912 г. на предприятии, занимавшем земельный участок площадью 0,54 га, работало
98 человек. Завод все делал сам, покупал от зарубежных смежников только магнето,
свечи и карбюраторы. Шины и заготовки лонжеронов рам он заказывал петербургским
фирмам.
Основная модель завода "Пузырев-28-35" 1911 г., довольно простая по
устройству, имела солидный запас прочности и слыла несколько тяжеловатой. На ней
стоял четырех-цилиндровый (5130 см3, 35 л. с. при 1200 об/ мин) двигатель с цилиндрами,
отлитыми в два блока, и боковыми клапанами, расположенными по обе стороны двигателя.
Кулачковые валы, магнето, водяной и масляный насосы приводились набором из семи
шестерен, довольно шумных в работе.
Конусное сцепление, трехступенчатая коробка передач, карданная передача к заднему
мосту - такой была трансмиссия этой машины. Помимо ведомого конуса сцепления из
алюминиевого сплава отливались картер и масляный поддон двигателя, картеры коробки
передач и дифференциала. Задний мост отличался от большинства конструкций тех
лет наличием полуосей полностью разгруженного типа.
Модель "Пузырев-28-35" имела колесную базу 3000 мм, но благодаря довольно
длинному двигателю в кузове удалось расположить только два ряда сидений.
В 1912 г. машину усовершенствовали. Прежде всего выросли рабочий объем и мощность
двигателя: соответственно до 6325 см3 и 40 л. с. Коробка передач стала четырехступенчатой,
и ее оригинальная конструкция была защищена привилегией. Новшество заключалось
в том, что все шестерни коробки находились в постоянном зацеплении и включались
скользящими кулачковыми муфтами. Такое решение упрощало переключение передач,
уменьшав ударные нагрузки и шум при перемене передач. В этом отношении машины
РАЗИПП стояли выше автомобилей РБВЗ и зарубежных фирм. Другое преимущество заключалось
в том, что рычаг переключения передач находился внутри кузова, в то время как
на легковых "Руссо-Балтах" он до 1913 г. еще располагался снаружи,
за правым бортом.
Рама на машине образца 1912 г. стала совершенно иной. Она получила выгиб над задним
мостом, очень длинные (передняя - 1110 мм, задняя-1490 мм) и мягкие продольные
полуэллиптические рессоры. На раме увеличенной длины оказалось возможным разместить
кузов с тремя, а не двумя рядами сидений, рассчитанных не на пять, а на восемь
человек. Колесная база выросла до 3320 мм, а колея колес-до 1400 мм.
Прочная рама, мягкая подвеска, большой дорожный просвет - 320 мм и колеса с шинами
большого диаметра сделали этот автомобиль хорошо приспособленным для отечественных
дорожных условий. Модернизированная машина получила индекс "А28-40".
Ее снаряженная масса составляла 1900 кг, а скорость - около 80 км/ч.
На одном из автомобилей модели "А28-40" с пятиместным кузовом Торпедо
сам И. П. Пузырев летом совершил без единой поломки пробег Петербург-Париж-Петербург.
Он явился хорошей рекламой, и Пузырев предложил свои услуги военному министерству,
которое в опытном порядке приобрело два автомобиля. Дальше дело не пошло, поскольку
министерство имело прочные связи с РБВЗ и не хотело рисковать, заказывая близкие
по характеристикам автомобили другому заводу.
Последней попыткой привлечь к себе внимание автомобилистов стала для РАЗИПП IV
Международная автомобильная выставка в С.-Петербурге. Там он экспонировал два
экземпляра усовершенствованной модели "А28-40" с подвеской задних колес
на три четверти эллиптических рессорах. Одна машина - с открытым семиместным кузовом
торпедо, другая - тоже семиместная, с полностью закрытым (включая место водителя)
кузовом лимузин. Обе были роскошно отделаны. Кроме них на стенде Пузырева демонстрировалось
шасси новой спортивной модели. Цилиндры ее двигателя (3929 см'!) были отлиты в
одном блоке и имели расположенные в головке клапаны.
Но и выставочные экспонаты не вызвали особого интереса. Вокруг машин РАЗИПП
складывалось негативное мнение. Утверждали, что они очень низкого качества и
собраны из заграничных частей. Для борьбы с этим предвзятым отношением Пузырев
даже распространял специальную листовку, где говорилось: "Ввиду большого
количества... выраженных сомнений, что не все части автомобилей завод изготовляет
на месте... покорнейше прошу не верить распространяемым слухам..."
Неудачи усугубились пожаром, происшедшем на заводе в январе 1914 г., который сильно
повредил несколько цехов, уничтожил восемь готовых автомобилей и 15 комплектов
деталей, ожидавших сборки. Пузырев скоропостижно умер в сентябре 1914 г., и после
его смерти РАЗИПП больше не возвращался к автомобилестроению, сосредоточившись
на ремонте и обслуживании автомобилей, выпуске четырехцилиндровых двигателей для
прожекторных установок. В общей сложности этот завод с марта 1911 г. по январь
1914 г. изготовил 38 автомобилей.
Кроме "Лесснера", РБВЗ и РАЗИПП, выпускавших машины промышленными партиями,
некоторые предприятия построили по одному или нескольку опытных образцов. Без
их упоминания картина русского автомобилестроения была бы неполной.
Машиностроительный завод М. М. Хрущова в Орле, выпускавший сельскохозяйственные
машины и стационарные керосиновые двигатели, в 1909 г. взялся за изготовление
опытной партии автомобилей. Двигатель - нижнеклапанный, четырехцилиндровый мощностью
14-16 л. с., причем все цилиндры объединены в одной отливке. Кузов для первого
образца изготовила экипажная фирма А. А. Евсеева в Москве. Всего Хрущов построил
пять автомобилей марки "Орел".
На другом конце России инженер К. И. Чепурин, которому в Благовещенске принадлежал
машиностроительный завод, в 1914 г. сделал первый автомобиль собственной конструкции.
Она следовала техническим тенденциям того времени. Автомобиль оснащался двигателем
мощностью 20 л. с., и на его шасси могли устанавливаться как двухместные (такой
стоял на первом образце), так и четырехместные кузова.
Нельзя обойти вниманием опыты и других энтузиастов. И. А. Юшков, владелец поместья
в одном из глубинных районов страны, построил самодельный сверхмалый автомобиль
с мотоциклетным двигателем, фрикционной трансмиссией, ременной передачей и деревянной
рамой.
Ф. Линдштрем, механик из Финляндии, входившей тогда в состав Русской империи,
построил в 1913 г. двухместный автомобиль "Корвенсуу" с двухцилиндровым
двигателем воздушного охлаждения. Ни Линдштрем, ни Юшков их выпуска не начали.
|