БТР-152В1 при колесной базе первого и второго мостов 3320 мм и базе задней
тележки 1120 мм имел длину 6550 мм. Его ширина составляла 2320 мм, высота (по
вооружению)-2410 мм, а дорожный просвет - 286 мм. Машины БТР-152 оснащалаись
шинами размером 9,00-20", а БТР-152В1 -шинами 12,00-18".
Попутно отметим, что параллельно шла работа и над полугусеничным транспортером
ЗИС-153. Опытный образец этой машины с передним ведущим мостом и гусеницей с сочленениями
на игольчатых подшипниках был построен в 1949 году.
Другой автомобиль, который тоже базировался на агрегатах ЗИС-151, назывался
ЗИС-485 и проектировался коллективом конструкторов под руководством В. А. Грачева.
ЗИС-485 был задуман как инженерная машина, способная преодолевать водные преграды
и транспортировать личный состав, вооружение и снаряжение. Компоновка этого
автомобиля имела много общего с "Джиэмси-ДЮКВ-353".
ЗИС-485 нес все свои узлы и агрегаты на лонжеронной раме. Водоизмещение обеспечивал
герметичный стальной корпус. В нем было предусмотрено грузовое помещение с герметичным
задним откидным бортом и лебедкой, которая служила для погрузки-разгрузки.
Силовой агрегат - такой же, как на БТР-152, мощностью 110 л. с., трансмиссия,
подвеска колес, рулевое и тормозное управление однотипны с ЗИС-151. Грачев, однако,
с самого начала проанализировал недостатки ходовой части этого грузовика и отказался
от двускатных задних колес, довольно узких шин. Он отдал предпочтение широким
покрышкам размером 11,00-18" на односкатных колесах, которые прокладывали
одинаковую (1620 мм) колею в грунте.
Самое же главное новшество, которое ввел Грачев на ЗИС-485, это система централизованного
изменения давления воздуха в шинах. Он первым в нашем автомобилестроении оценил
достоинства такого технического решения и применил его на серийной модели. В дальнейшем
все отечественные грузовые автомобили и бронетранспортеры стали оборудоваться
ею.
Для движения на плаву машине служил трехлопастный гребной винт диаметром 635 мм,
приводимый от трансмиссии. Водяной руль, связанный с рулевым управлением автомобильного
типа, магнитный компас, сигнальные огни, якорь, трюмные водооткачивающие насосы
(с механическим и ручным приводом) составляли специальное оборудование этого автомобиля.
Длина ЗИС-485 - 9533 мм, колесная база переднего и среднего мостов - 3668 мм,
задней тележки - 1120 мм. Ширина машины - 2475 мм, высота - 2635 мм, дорожный
просвет - 285 мм. ЗИС-485 грузоподъемностью 2500 кг имел снаряженную массу 7150
кг. На шоссе он развивал скорость до 70 км/ч, на плаву - до 10 км/ч.
Производство этого автомобиля - армейское обозначение БАВ (большой автомобиль
водоплавающий) - начато в 1950 г. Позже он подвергся модернизации (БАВ-А): внутренний
подвод воздуха к шинам, расширена колея, применены шины размером 12,00--18".
В результате этих изменений масса машины выросла до 7400 кг.
Наряду с большим автомобилем водоплавающим выпускался малый (МАВ), известный также
как ГАЗ-46. Здесь надо отметить, что его предшественником являлась похожая по
общей компоновке машина НАМИ-011 1948 г. на агрегатах джипа ГАЗ-67Б. Дальнейшее
развитие НАМИ-011 - выпускавшийся с 1950 г. в ограниченных количествах ГАЗ-011,
на смену которому в 1953 г. пришел ГАЗ-46.
Для МАВ (ГАЗ-46) использованы узлы и агрегаты ГАЗ-69, смонтированные на лонже-ронной
раме коробчатого сечения. На плаву машина движется посредством трехлопастного
гребного винта, приводимого карданным валом от раздаточной коробки. Направление
движения в воде изменяется водяным рулем, помещенным в струе воды, отбрасываемой
винтом. Привод к рулю - тросовый, от катушки, насаженной на вал рулевого колеса.
ГАЗ-46 оснащался такими же двигателями, как ГАЗ-69 (мощностью 52-55 л. с), трансмиссий
и подвеской колес. Снаряженная масса четырехместного автомобиля составляла около
1600 кг, а длина - 4620 мм. Машина развивала на шоссе скорость до 90 км/ч, а на
плаву-до 8 км/ч.
|