Почти параллельно с подготовкой производства
ЗИЛ-164 на Уральском автомобильном заводе шли работы по модернизации "Урал-ЗИС-5М".
С февраля 1955 г. начат выпуск этой машины - "УралЗИС-355". Внешне
от предшественницы ее отличали крылья округлой формы. Модель "355"
получила усовершенствованный двигатель (5555 см3, 85 л. с.),новое рулевое управление
типа ГАЗ-51, усиленный передний мост, электрооборудование с напряжением 12 В.
Этими нововведениями "УралЗИС" во
многом обязан А. А. Липгарту, который в 1952 г. был направлен в Миасс в своеобразную
"ссылку", рядовым инженером. Опираясь на свой многолетний опыт работы
главным конструктором ГАЗа, он в 1953-1954 гг. стал инициатором модернизации
базовой модели завода, применив многие решения, уже опробованные на ГАЗ-51.
Внедрены они были уже после ухода А. А. Липгарта в НАМИ.
Следующий этап модернизации наступил в декабре
1957 г., когда с конвейера стал сходить "УралЗИС-355М". По своим показателям
и техническому уровню он сравнялся с ЗИЛ-164. Это был практически новый автомобиль,
поскольку на модели "355М" увеличена до 3825 мм база, смещена вперед
кабина, удлинена на 469 мм грузовая платформа, рулевой механизм смонтирован
впереди передней оси, установлены гидравлические рычажные амортизаторы. Автомобиль
получил новые цельнометаллическую кабину и оперение, более мощный (95 л. с.
при 2600 об/мин) двигатель с центробежным масляным фильтром и герметичной системой
охлаждения.
Габариты "УралЗИС-355М": длина -
6290 мм, ширина - 2280 мм, высота - 2080 мм. Снаряженная масса - 3400 кг. Грузоподъемность
- 3500 кг. Полная масса буксируемого прицепа - 4000 кг. Автомобиль развивал
скорость 75 км/ч.
Машина быстро завоевала высокую репутацию.
Этот грузовик, на первый взгляд весьма похожий на ГАЗ-51, но отличавшийся большей
длиной (на 575 мм), поступал на целину, за что получил прозвище "автомобиль
целины". Производство "УралЗИС-355М" продолжалось до октября
1965 г. Таким образом, если вести родословную его предшественников от АМО-2,
выпуск которого начался в апреле 1931 г., то биография "родственников"
"УралЗИС-355М" занимала 34 с лишним года!
Но несмотря на многочисленные усовершенствования,
и ЗИС-164А, и "Урал-ЗИС-355М" в 1961 г. уже значительно отставали
от мирового уровня.
Осенью 1961 г. в печати появился ряд критических
выступлений в адрес ЗИЛа, который много лет без крупных изменений выпускал базовую
модель грузовика. В частности, шла речь о том, что недопустимо затягивается
освоение производством давно спроектированной конструкции, получившей индекс
ЗИЛ-130.
Ее первые снимки появились в газетах в начале
1958 г., еще до заводских испытаний (не говоря уже о государственных). Начатая
в 1959 г. реконструкция завода шла медленно. Первая партия ЗИЛ-130 сошла с конвейера
только в 1963 г., а их массовый выпуск начался в четвертом квартале 1964 г.
Параллельно с ЗИЛом вел работу над новым грузовиком
и коллектив ГАЗа. Вернее, над тремя новыми моделями (ГАЗ-52, ГАЗ-53 и ГАЗ-66),
причем две последние должны были, как, впрочем, и ЗИЛ-130, комплектоваться V-образными
восьмицилиндровыми двигателями. Между ГАЗом и ЗИЛом всегда существовало некое
соперничество. Первый делал вдвое больше автомобилей, чем ЗИЛ, но уступал ему
в "древности рода". И каждый стремился выйти вперед, особенно в канун
"круглых" юбилейных дат или съездов КПСС,
К открытию XXII съезда в октябре 1961 г. горьковчане
рапортовали о выпуске первой партии новых машин ГАЗ-53Ф. ЗИЛ же все еще вел
подготовку производства нового грузовика с V-образным восьмицилиндровым двигателем.
Правда, двигатели он уже изготовлял опытными партиями.
ГАЗ-53Ф был переходной моделью с шестицилиндровым
двигателем, представлявшем собой форсированный (82 л. с. при 3200 об/мин) вариант
довоенного ГАЗ-11. А новый восьми-цилиндровый двигатель начал сходить с конвейера
лишь поздней осенью 1963 г. Им комплектовали сначала грузовики ГАЗ-66 и только
с июня 1964 г. стали ставить на ГАЗ-53.
Таким образом, ГАЗ раньше ЗИЛа пошел на оснащение
своих машин V-образными "восьмерками"? Отнюдь нет. Дело в том, что
ЗИЛ, еще не перейдя на производство грузовика ЗИЛ-130, стал делать небольшими
партиями восьми цилиндровые ЗИЛ-375 для машин "Урал-375", которые
в 1961 г. (!) начал изготовлять Уральский автомобильный завод.
Сравнивая две новые базовые машины, можно
заметить известную общность в их конструкции: сходная форма оперения и кабины,
панорамное ветровое стекло, V-образный вось-мицилиндровый двигатель. Однако
разница была существенней. Горьковская машина грузоподъемностью 4000 кг имела
снаряженную массу 3250 кг, а московская при грузоподъемности 5000 кг - массу
4300 кг. Иными словами, материалы, из которых был сделан горьковский грузовик,
использовались лучше.
Обе эти массовые грузовые модели предназначались
для эксплуатации на дорогах любых категорий. Их разрушающее воздействие на дорожное
полотно было невелико, поскольку при полной нагрузке на заднюю ось ГАЗ-53А приходилось
5390 кг полной массы, а ЗИЛ-130 - 6950 кг. Забегая вперед, отметим, что после
незначительной модернизации в 1976 г. ЗИЛ-130-76 уже мог перевозить 6000 кг
груза, а нагрузка на заднюю ось возросла на 13% -до 7900 кг.
Различались обе модели по числу передач в
трансмиссии (четыре - у ГАЗ-53А, пять -у ЗИЛ-130). Причем у ГАЗ-53А синхронизаторы
имелись только на третьей и четвертой передачах, а у ЗИЛ-130 - на второй, третьей,
четвертой и пятой передачах. У горьковского грузовика - гипоидная главная передача,
вакуумный усилитель в гидроприводе тормозов, червячный рулевой механизм без
усилителя. У московского же -спирально-коническая главная передача, пневмо-привод
тормозов, руль с гидроусилителем.
Двигатель ГАЗ-53А имел головку и блок цилиндров
из алюминиевого сплава, а ЗИЛ-130 - чугунный блок с алюминиевой головкой цилиндров.
Удельная мощность у горьковского двигателя выше (27 л. с./л), чем у московского
(25 л. с./л). Оба - с гильзами "мокрого" типа, двухкамерными карбюраторами
и центрифугами для очистки масла. Короче говоря, по техническому уровню машины
практически равноценны, а разница скорее свидетельствует о различиях в подходе
конструкторов к решению сходных задач. Сопоставим габариты грузовиков (первая
цифра относится к ГАЗ-53А): длина - 6395 и 6675 мм, ширина - 2380 и 2500 мм;
высота - 2220 и 2335 мм; база - 3700 и 3800 мм; колея колес: передних - 1630
и 1800 мм, задних - 1690 и 1790 мм; дорожный просвет - 265 и 275 мм; погрузочная
высота - 1350 и 1370 мм.
Сравнение эксплуатационных показателей: наибольшая
скорость - 85 и 85 км/ч, контрольный расход топлива - 24 и 26 л/100 км, эксплуатационная
норма - 26 и 33 л/100 км, пробег до капитального ремонта -135 и 135 тыс. км.
В январе 1967 г. производство ГАЗ-53Ф грузоподъемностью
3500 кг прекратилось. Базовой моделью стал грузовик ГАЗ-53 с июня 1964 г., а
затем с июня 1965 г.- ГАЗ-53А, оба-с восьмицилиндровыми двигателями. Однако
завод уже с 1966 г. начал выпускать ГАЗ-52-03 грузоподъемностью 2500 кг, но
с длинной (3700 мм), как у ГАЗ-53А, колесной базой. Этому автомобилю предстояло
сменить на конвейере ветерана ГАЗ-51 А. Однако произошло это лишь десять лет
спустя- в 1975 г., когда вместо ГАЗ-51А с конвейера стали сходить короткобазные
(3300 мм) ГАЗ-52-04 с узлами ГАЗ-51 А.
Конец 50-х и начало 60-х гг. отмечены на ГАЗе
(главный конструктор А. Д. Просвир-нин) большим разнообразием опытных образцов
грузовых автомобилей. Среди них ГАЗ-54 грузоподъемностью 4000 кг (испытывался
в 1963 г.), машины с кабиной над двигателем ГАЗ-52П, ГАЗ-53К, ГАЗ-56К (седельные
тягачи), ГАЗ-52А и ГАЗ-56. Различные обстоятельства повлияли на дальнейшую судьбу
перечисленных моделей и модификаций, которые так и остались экспериментальными
машинами.
Таким образом, с 1966 по 1975 г. ГАЗ изготовлял
три модели с бортовыми грузовыми платформами: ГАЗ-53А, ГАЗ-52-03 и ГАЗ-51 А
грузоподъемностью 4000 и 2500 кг.
Когда был утвержден перспективный типаж автомобилей,
которые предстояло выпускать нашей автомобильной промышленности в 1959-1965
гг., то он предусматривал и модель грузоподъемностью 1500 кг как машину для
доставки малых партий грузов, главным образом в сельскохозяйственных районах.
С момента прекращения производства ГАЗ-ММ, машины безнадежно устаревшей, но
по своему назначению крайне нужной для народного хозяйства, выдвигалось немало
предложений по ее замене. В числе кандидатов упоминался фургон, унифицированный
с универсалом ГАЗ-22, почтовый фургон ГАЗ-19 (модификация ГАЗ-69 с колесной
формулой 4X2). Автомобильный завод "Коммунар" в Запорожье сконструировал
заднемоторный фургон ЗАЗ-970Б и микрогрузовик ЗАЗ-970Г на базе перспективной
легковой модели ЗАЗ-966, а Киевский мотоциклетный завод - микрогрузовик "Киев"
грузоподъемностью 600 кг.
|