ИСТОРИЯ АВТОМОБИЛЯ В РОССИИ


Предыдущая глава
Следующая глава

Наука

Приведенные примеры научно-исследовательских работ в области двигателей не являются исчерпывающими. Но они показывают, что КБ заводов и НИИ обладают большим и разносторонним потенциалом для разработки принципиально новых конструкций. Остается сожалеть, что экономическая перестройка не принесла благоприятных условий для развития отраслевой науки как раз в тот момент, когда она достигла определенного успеха в практической деятельности.

Создание на крупнейших автомобильных заводах собственных научно-технических центров позволило локально решать финансирование научно-исследовательских работ и придало им конкретный характер в зависимости от нужд данного завода.

Однако же в головном НИИ отрасли не все виды деятельности находились в безнадежном, как казалось, состоянии. Шло сооружение аэродинамической трубы, первой в российском автопроме, создавались южный и северный испытательные полигоны, сам НАМИ вел активную разработку и новых конструкций и новых узлов.

Среди новых конструкций автомобилей, упомянутых уже в этой главе, заслуживают внимания такие машины, как семейство сверхмапых грузовых автомобилей для сельского хозяйства, коммунального и внутризаводского транспорта. Их концепция навеяна машинами "Мультикар", которые импортировались в нашу страну из бывшей ГДР.

Эти машины (НАМИ-0342, НАМИ-0345, НАМИ-2501) грузоподъемностью полтонны планировалось оснащать малыми дизелями воздушного охлаждения "Руджерини", Д12М или ИМЗ-6. Жаль, что производство этих интересных по конструкции и нужных в хозяйстве машин не удалось осуществить.

Представляют также интерес 9-местная плавающая машина НАМИ-0281 - полноприводный автомобиль для малообжитых и трудодоступных районов, электромобиль НАМИ-РАФ-3806 на базе микроавтобуса, электропривод для серийных инвалидных кресел-колясок, выпускаемых Ставровским заводом автотракторного оборудования.

Кроме того, НАМИ разработал большое количество различных узлов для автомобилей, которые могли бы быть внедрены на новых моделях без затрат времени и средств заводами-изготовителями на разработку. В их числе: система автоматического управления сцеплением, семейство гидромеханических коробок передач для легковых автомобилей и автобусов, карданные валы из полимерного композиционного материала, семейство рулевых механизмов со встроенным гидроусилителем для грузовиков и автобусов, дисковые тормоза с пневмоприводом для тяжелых машин, колеса из алюминиевых сплавов.

Далеко не все эти узлы, требовавшие при их создании научно-исследовательского потенциала института, были востребованы заводами,и,в результате, с ходом времени они теряют свое преимущество по новизне перед многими зарубежными фирмами.

Наряду с научно-техническими разработками НАМИ занимался так называемой сертификацией транспортных средств. Дело в том, что в рамках Женевского Соглашения 1958 года "О принятии единообразных условий официального утверждения и о взаимном признании официального утверждения предметов оборудования и частей механических транспортных средств" институт зарегистрирован в России как организация, ответственная за выдачу "сертификатов соответствия" автотранспортных средств и их составных частей. Новые отечественные модели, а также ввозимые в страну иностранные машины подвергаются сертификационным испытаниям на соответствие их конструкции условиям эксплуатации в России, а также на соответствие Правилам Европейской Экономической Комиссии (ЕЭК) ООН. Сертификат соответствия им, выданный НАМИ, открывает легальный доступ автомобильной технике на рынок России.

Было бы несправедливо сводить всю научно-исследовательскую деятельность в отрасли только к кругу вопросов, связанных с НАМИ. Помимо этого, головного НИИ отрасли, активно вели работу и только что созданные Научно-технические центры (НТЦ) при заводах и давно существовавшие специализированные НИИ: автомобильной технологии, автомобильной электроники, топливной аппаратуры, шинной промышленности, автомобильного транспорта, противопожарной охраны и многих других организаций, включая научно-исследовательские подразделения учебных институтов.

Конец 80-х годов принес отрасли немало трудностей. И она сумела их перенести без обвальных потерь. Хотя финансовое положение на заводах входило в кризисную фазу, хотя объемы производства автомобилей сокращались, автомобилестроение сумело в целом сохранить жизнеспособность. Более того, большое количество опытных конструкций, появившихся в период с 1986 по 1991 год, свидетельствует о том, что "голова отрасли", ее инженерно-научный корпус, продолжала нормально функционировать. В этом главное достижение сложного и трудного периода, о котором шла речь.


Предыдущая глава
Следующая глава

Сайт создан в системе uCoz