Технология и производство
Базой для выпуска автомобилей в этот период стали авторемонтные заводы и недостроенные
автомобильные. Большинство из них было укомплектовано универсальными станками
и подчас не имело мощных прессов для формования лонжеронов рам или штамповки
кузовных панелей. Нередко такие сложные детали как передняя ось изготовлялись
свободной ковкой, а заготовки коленчатого вала получали сверлением размеченной
металлической плиты.
Конструкция деталей и узлов была ориентирована на ручные подгонку и сборку и производство
малых партий автомобилей стояло ниже того технологического уровня, который существовал
в 1910-1915 гг. на Русско-Балтийском вагонном заводе.
Ярославский автомобильный и 2-й БТАЗ выросли из авторемонтных заводов. Из новых
предприятий, заложенных в 1916 году, "Руссо-Балт" (1-й БТАЗ) в Филях
и "Русский Рено" в Рыбинске, как наилучшим образом оборудованные, были
переданы в авиастроение. Московский АМО был ориентирован на автомобилестроение.
Однако, еще до первых грузовиков АМО-Ф15, изготовленных в ноябре 1924 года, отдельные
партии автомобилей были выпущены в 1918-1919 годах на моторостроительном филиале
РБВЗ в Петрограде (сборка из эвакуированных из Риги деталей), построены в 1922-1926
гг. на заводах "Промбронь" (1-й БТАЗ и 2-й БТАЗ) и Петроградском объединении
государственных авторемонтных заводов (ПОГАРЗ).
Постепенно АМО стал ведущим предприятием страны по выпуску автомобилей. Но и там
шла стендовая сборка машин. Сходная технология господствовала и на Московском
заводе "Спартак", строившем малолитражки НАМИ-1.
Первые шаги по освоению конвейерной сборки сделаны в 1930 году, когда началась
сборка "Фордов" на заводах "Гудок Октября" в Нижнем Новгороде
и КИМ в Москве.
Если судить по уровню 1926 года, то СССР по выпуску автомобилей шел на одиннадцатом
месте в мире: США - 4260 тысяч, Канада - 200 тысяч, Франция - 200 тысяч, Англия
- 199 тысяч, Германия - 75 тысяч, Италия - 65 тысяч, Чехословакия - 7,5 тысяч,
Бельгия - 6 тысяч, Австрия - 5 тысяч, Испания - 1 тысяча. Словом, масштабы производства
автомобилей в стране находились в резком несоответствии с ее площадью и населением.
Производство автомобилей в СССР в 1918 - 1931 гг.
Год |
Легковые |
Грузовые |
Автобусы |
Всего |
1918 |
7 |
0 |
0 |
7 |
1919 |
2 |
0 |
0 |
2 |
1920 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1921 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1922 |
3 |
0 |
0 |
3 |
1923 |
2 |
0 |
0 |
2 |
1924 |
7 |
10 |
0 |
17 |
1925 |
0 |
116 |
0 |
116 |
1926 |
15 |
366 |
0 |
381 |
1927 |
12 |
451 |
24 |
487 |
1928 |
50 |
740 |
51 |
841 |
1929 |
156 |
1471 |
85 |
1712 |
1930 |
160 |
4019 |
47 |
4226 |
1931 |
0 |
3915 |
90 |
4005 |
|