ИСТОРИЯ АВТОМОБИЛЯ В РОССИИ


Предыдущая глава
Следующая глава

Легковые автомобили

Ни одна пятилетка в истории автомобилестроения нашей страны не была богата таким разнообразием моделей и модификаций, которые предлагались бы потребителям. Далеко еще не все они имели розничную цену, но все как одна предназначались для заполнения даже самых незначительных потребительских ниш на рынке. Заводы, НИИ, многочисленные тюнин-говые фирмы и малые предприятия предлагали и новые разработки, и вариации на основе уже известных моделей. Такое разнообразие обусловлено не только интересом населения к легковым автомобилям. Оно обусловлено окончанием переходного периода в экономике и становлением рыночных отношений, пусть еще в их простейшей форме.

Парк легковых автомобилей индивидуального пользования в 1992 году насчитывал 10 миллионов 157 тысяч машин, и в 1996 году вырос до 15 миллионов 815 тысяч. Он очень быстро пополнялся, и его годовой прирост в 1993 — 1996 годах стабилизировался на уровне 1 миллиона 300 тысяч в год. Это означает, что вклад российских заводов держится на уровне 650 — 750 тысяч новых автомобилей в год и примерно такое же количество (новых и подержанных) автомобилей импортируется в Россию.

Стареющие отечественные автомобили и подержанные иностранные предопределили высокую долю (48 %) в парке автомобилей в возрасте 9—1 3 лет.

Насыщенность России легковыми автомобилями по оценкам швейцарской газеты "Ауто-мобиль ревю", которая внимательно следит за развитием автомобилизации в европейских странах, выросла с 46 машин на тысячу жителей (1992 г.) до 93 машин (1995 г.). Какими бы сложными не были экономические условия в стране, бум автомобилизации России налицо. Соответственно спросу отечественные заводы, имея уже сильных конкурентов в лице официальных дилеров зарубежных фирм и торговцев иномарками, стремились выступить на рынке с интересными предложениями.

В свое время оказалась ошибкой ликвидация производства автомобилей "Чайка" на ГАЗе. Как следствие, на рынке появились разнообразные варианты моделей с удлиненной базой и повышенным уровнем комфорта. Эти машины (НАМИ-ГАЗ-3102-Кортеж", "Самотпор-ГАЗ-31029-Персона") должны были заполнить образовавшуюся нишу. Горьковский автомобильный завод, освоив в 1994 году ГАЗ-31029, на ее базе и на базе машины ГАЗ-3102 (1981 год), стоявший по уровню комфорта несколько выше, подготовил "люксные" варианты обеих моделей. Это ГАЗ-31029-Люкс 1995 года, ГАЗ-31029 1994 года с двигателем "Ровер" и ГАЗ-3102-12 с 16-кла-панным 150-сильным мотором ЗМЗ-406 1993 года. Кроме того, с 1994 года начато производство ГАЗ-31022 с кузовом "универсал". Новая полноприводная модель ГАЗ-3105, которой прочили занять высшее место в иерархии машин ГАЗ, дебютировала в 1992 году на международной автомобильной выставке в Брюсселе. Она была оснащена V-образным 8-цилиндровым двигателем (3,4 литра, 170 л. с.). Позже, в 1994 году, завод остановился на 150-сильном двигателе ЗМЗ-406. Это была модификация ГАЗ-31054.

"Волга" ГАЗ-31029 держалась на конвейере недолго и в 1997 году уступила место машине ГАЗ-3110, которая представляет собой результат очень глубокой модернизации. Тем не менее, на этой стадии возможности конструкции, заложенные в 1968 году в автомобиль ГАЗ-24, исчерпаны, и завод должен вступить в XXI век с полностью новой машиной.

Сенсацией 1996 года стал опытный образец первого российского мини-вэна "Соболь" (ГАЗ-2217). Это головная модель унифицированного семейства, куда входят и фургон, и легкий однотонный грузовик. "Соболь" имеет немало общих узлов, а также элементов кузова с "Газелью". Но у новой машины, помимо других нововведений, односкатный задний мост и независимая пружинная подвеска передних колес. Задняя правая дверь сделана сдвижной. ГАЗ-2217 оснащен гидроусилитепем руля. Двигатели — от 95 до 1 50 л.с. Салон "Соболя" — шестиместный, а длина машины — 4840 миллиметров. Начало производства ГАЗ-2217 намечено на вторую половину 1998 года.

Волжский автомобильный завод в 1997 году тоже показал свой прототип мини-вэна ВАЗ-2120. Это полноприводная машина на узлах "Нивы". Ее длина — 4200 миллиметров. Салон со сдвижной дверью вмещает семерых. Двигатель — рабочим объемом 1700 см3 и мощностью 80 л.с.

Мини-вэн "Москвич-2139", опытный образец которого был готов в 1993 году, так и остался прототипом. Справедливости ради, надо отметить, что машина имела весьма изысканный и передовой стайлинг.

АЗЛК попытался разработать в 1994 году "пкжсовый" вариант "Москвича-2141" с измененными облицовкой радиатора и интерьером, питыми колесами и обширным комплектом дополнительного оборудования. Новые предложения, с которыми завод вышел на рынок, включали две машины моделей "2141-Р5" и "2142-Р5". Обе — с удлиненной базой, причем первая — с кузовом "хэтчбек", вторая — с кузовом "седан". Завод видит в них служебные автомобили для руководителей среднего звена. Но, видимо, такие машины (АЗЛК присвоил им претенциозные торговые наименования — "Юрий Долгорукий" и "Князь Владимир") скорее подходят для службы такси. Однако, для такой работы автомобили нуждаются в серьезном повышении долговечности, особенно кузова. Первый шаг в этом направлении уже был сделан в 1 994 году, когда столичное такси получило новую партию "Москвич-21 41 -23" с двигателем УЗАМ-3313(1815см3, 85 л.с.).

Заслуживает внимания и грузопассажирское такси "Москвич-2901" 1994 года, которое серийно не выпускалось, но может стать интересным предложением на рынке.

Завод продолжил поиски силового агрегата для "москвичей". Попытка экспортировать автомобили с дизелем "Форд", предпринятая в 1991 году, не принесла успеха. С 1996 года АЗЛК вел переговоры с фирмой "Рено" о поставках двигателей "Рено-ФЗР" (1998 см3, 114 л.с.), и, наконец, в 1997 году соглашение было подписано.

Ведущий завод России по производству легковых машин, ВАЗ долгое время готовил новое семейство переднеприводных автомобилей ВАЗ-21 10. Оно складывалось из машин с тремя разновидностями кузовов: седан — "2110",универсал — "2111", хэтчбек — "211 2" и несколькими разновидностями двигателей. В цепом, все эти машины содержат важные технические новшества. Это гидроопоры двигателя и вклеенные в проемы стекла, два кулачковых вала в головке цилиндров и система впрыска топлива с электронным управлением, отопитель с автоматом поддержания температуры в салоне и регулируемая по длине рулевая колонка. В качестве дополнительного оборудования, устанавливаемого за доплату, фигурируют усилитель руля, АБС в приводе тормозов, кондиционер, электрические стеклоподъемники. Кузов ВАЗ-211 0 имеет очень небольшое аэродинамическое сопротивление и его коэффициент Сх равен 0,3. За 1994—1997 годы в новое семейство введены: автомобиль ВАЗ-211 03 спортивного характера и длиннобазная машина ВАЗ-21109 "Консул".

Есть все основания считать, что семейство "2110", выпуск которого начался в 1997 году, является принципиально новым по конструкции и может рассматриваться как прорыв в отечественной автомобильной технике.

Сотрудничество ВАЗ с корпорацией "Дженерал Моторс" в области применения впрыска топлива во впускные каналы (так называемый "многоточечный" впрыск) с электронным управлением выразилось в применении этой системы на машинах ВАЗ-2109 "Лада-Баптик-ГЛ". Их собирают в Финляндии на фирме "Евролада". Кроме этой системы.там устанавливают новые панели приборов, сиденья, а также подушку безопасности для водителя, защитные брусья в дверях, противотуманные фары, каталитический нейтрализатор, отвечающий нормам "Евро-2" содержания вредных выбросов в отработавших газах. Система впрыска нашла место и в модификации ВАЗ-2115, представляющей собой модернизированную в 1997 году машину ВАЗ-21099.

ВАЗ довольно много экспериментировал с роторно-поршневыми двигателями, в частности, он малыми партиями выпускает двухсекционный двигатель ВАЗ-415 мощностью 150 п. с., пригодный для установки на машинах семейств "2105/2107" и 2108/2109". Кроме того, на ВАЗе отработана конструкция и трехсекционного двигателя ВАЗ-416 мощностью 250 п. с. Все они просты в изготовлении и не требуют прецизионного оборудования. Их ресурс — 300 тысяч километров пробега без переборки. С 1994 года мотор ВАЗ-415 монтируется на машинах ВАЗ-21079, выпускаемых малыми партиями, а с 1995 года и на машинах ВАЗ-2109.

Несколько лет шло сотрудничество ВАЗа и одного из предприятий в Барнауле по созданию и организации производства дизелей ВАЗ-3411 (1774 см3, 75 п. с.) и их модификаций. Опытные образцы универсалов ВАЗ-21043-01.50 в 1994 году были укомплектованы новыми дизелями.

Небольшая московская фирма "Кроуфорд Хипл" оснащала продажные партии ВАЗ-2109 силовыми установками английской фирмы "Ровер". Это не единичное явление, а определенная тенденция, сформировавшаяся в середине 90-х годов. Двигатель "Ровер" можно встретить и на автомобилях "Волга" и "Ока", а моторы "Рено" — и на "Москвичах".

Запорожский автомобильный завод тоже подхватила эта волна. Стремясь предложить потребителям более широкий выбор модификаций "Таврии", он оснащал их в 1994 году силовыми агрегатами "Лада-2108" или "Застава-Юго". Первая имела индекс ЗАЗ-11021, а вторая — ЗАЗ-1140. На основе базовой переднепривод-ной модели ЗАЗ-1102 "Таврия" в 1993 году стала выпускаться машина ЗАЗ-1105 "Дана" с кузовом "универсал". Одновременно были созданы опытные образцы модификаций с кузовами "седан" (ЗАЗ-1 103) и "кабриолет" (ЗАЗ-110260).

Автомобили "Ока" (ВАЗ-1111 )(кроме модификации с ручным управлением (СеАЗ-1111-02), стали выпускаться с более мощным мотором (749 см3, 35 п. с.), дополнительным оборудованием (ВАЗ-1113), а также в "лкжсовом" исполнении 1997 года ("Ока-Леди"). Ряд тюнинговых фирм пошли еще дальше, и в 1997 году вышли на рынок с машинами "Ока-РИАТ", "Ока-РРТ-Гранат" и другими, у которых изменено и внешнее оформление.

Если говорить об опытных образцах и машинах малых серий, то надо отметить кабриолет "Амадео" на базе ВАЗ-2108, изготовлявшийся по заказам тюнинговой фирмой ЛЛД.

В 1996 году ВАЗ разработал опытные образцы "Ока - Эпектро". Машина снабжена никель-кадмиевыми аккумуляторами общей массой 315 килограмм, что для двухместного электромобиля, созданного на базе машины снаряженной массой 650 килограмм, многовато. Тиристорная система управления позволяет экономно расходовать энергию, запасенную в аккумуляторах, и "Ока-Электро" способна пройти без их зарядки 100-1 50 километров.

Другой любопытный опытный образец, созданный на ВАЗ несколько раньше, в 1994 году, — модель ВАЗ-1150 "Гном". Двухместный автомобиль длиной 2870 миллиметров, снабженный силовым агрегатом "Оки", получил годом позже "дублера" в виде "Эльфа", облегченной "пляжной" модификации — без дверей и крыши, но с защитным трубчатым каркасом.

В свою очередь, КамАЗ построил в 1995 году опытный образец мини-джипа "Ока", но не с 1 2-дюймовыми, а с 13-дюймовыми колесами.

Предприятие "Автокам" несколько раз демонстрировало на выставках опытный образец "Кентавр-2160". Джипообразный автомобиль с закрытым угловатым кузовом из стеклопластика еще не вышел из экспериментальной стадии.

Среди опытный конструкций особый интерес представлял макет супер-кара "МАРТ-Экстремист", дизайн которого в 1992 году разработал художник А. Н. Захаров. Постройка этой двухместной машины с расположенным позади сидений аксиальным 180-сильным двигателем не была закончена.

Специалистами НАМИ, при участии известного конструктора В. Миронова,по заказу итальянской фирмы "Энджинс Инджиниринг',' в 1993 году был спроектирован и построен спортивный автомобиль классической компоновки. Он базировался на узлах ВАЗ-2105, весил в снаряженном состоянии около 850 килограмм, а длина его составляла 3980 миллиметров. Машина называлась "Ода", ее макет в натуральную величину демонстрировался в Бопонье на выставке, но серийный выпуск по разным причинам не состоялся.

Схожий по замыслу автомобиль дизайнера С. Алашеева,под названием "Води", в 1995 году построила существующая при Московском автомеханическом институте дизайнерская фирма "Карди" (что означает "Кар-дизайн"). В дальнейшем она изготовила еще несколько автомобилей-прототипов. И, наконец, заслуживает упоминания "Компи", модификация опытной машины "Компакт" (НАМИ-0288) с кузовом "универсал".

Резюмируя сказанное, следует подчеркнуть, что период 1992—1996 годов отмечен всплеском активности в создании опытных и серийных образцов легковых автомобилей, активности, которой российский автопром не знал за всю свою историю.


Предыдущая глава
Следующая глава

Сайт создан в системе uCoz